Правда о «Бессмертных», персидской гвардии.

Войдя в историю из-за страха, который внушали своим врагам, они, тем не менее, были хуже оснащены и подготовлены, чем греки.


Они вошли в историю как «Бессмертные», причем приобрели это имя не только в силу своих воинских качеств, но также и потому, что когда один из них погибал на поле боя, его место немедленно занимал другой боец.


Эти воины, в течение трех веков составлявшие отборные части персидского войска, странным образом появились в кинофильме «300 спартанцев», где их показывают чуть не как полубогами, способными одним лишь своим присутствием уничтожать вражеские отряды. Но правда все же состоит в другом. Считавшиеся непобедимыми отборные войска насчитывали 10 тысяч человек личного состава. Сколь бы хорошо подготовленными и смелыми они ни были, но точно так же как и греки истекали кровью, когда их тело пронзало копье или меч. И зачастую терпели поражение от афинян и спартанцев.



Персидское войско


Когда «Бессмертные» стали одерживать победы на полях сражений, территории, где господствовали персы, начинались с Египта и заканчивались нынешней южной частью Афганистана. Речь шла об огромном пространстве, которое невозможно было защитить при помощи только национальных войск. Это обстоятельство вынудило правителей империи пойти на привлечение значительного числа наемнических войск для ведения боевых действий с неприятелями (в основном с Грецией) с тем, чтобы ни одна пядь земли не перешла в чужие руки.


Персидские войска по своей численности были недостаточны как для расширения границ империи, так и для ее защиты. Наемники, состоявшие из иранских и неиранских народов, активно использовались с этой целью. Многие наемники происходили из иранских народов Средней Азии: бактрийцев, садукиев и сака. Их могли нанимать как на временной, так и постоянной основе.


Несмотря на значение народов, которые предоставляли своих воинов для службы персидским царям (неважно, за денежное вознаграждение или ради того, чтоб их не уничтожили), у персов было также ядро национальных воинов (персов и фракийского племени медов), которые, как правило, составляли две разные категории. Первые призывались на военную службу в возрасте от 20 до 25 лет после получения военного образования. В возрасте между 5 и 20 годами мальчиков персов обучали верховой езде, стрельбе из лука, а также говорить правду. После такой подготовки их могли призвать на воинскую службу.


Вторые были профессиональными военными и в силу этого составляли постоянное ядро бойцов. Среди них как раз и выделялись «Бессмертные». По всем признакам это должно было быть грозное войско, однако в действительности дело обстояло совсем по-иному. По крайней мере, так считают популяризаторы истории, такие как Дэвид Ф. Бёрт (David F. Burt), утверждающий, что, хотя персы обладали многочисленной армией, сам ход истории доказал ее низкую эффективность непосредственно на поле боя.


Независимо от того, могло или нет персидское войско уничтожить противника при помощи своего боевого умения или численности — этот вопрос обсуждался в течение веков, оно имело весьма конкретную структуру, основанную, на десятичной системе.


Основой войска были части, состоявшие из 10 воинов, известные под названием «Дасабам» (ими командовал «Дасабапатис»). Десять из них составляли «Сатабам» (численностью 100 человек), которым командовал «Сатапатис». В свою очередь, десять таких отрядов (общей численностью 1.000 человек) образовывали «Хазарабам», во главе которого стоял «Хазарапатис». И, наконец, десять таких полков составляли дивизию под названием «Байварабам», во главе которой стоял «Байварапатис». Наиболее известным «Байварабамом» был тот, который состоял из «Бессмертных», то есть, 10 тысч наиболее закаленных бойцов.


Несмотря на то, что состав армий менялся с течением веков, с 600 по 400 год до нашей эры главной ударной силой персидского войска были лучники и кавалерия. Первые наводили ужас на греков своими стрелами и во время сражений располагались за цепью воинов (известных под именем «спарабара»), оснащенных огромными щитами. Их задача состояла в защите лучников. «По всей видимости, "дасабам" в составе десяти человек являлся основной пехотной частью и во время боя развертывался в единую цепь. "Дасабамы" располагались за щитами на глубину 9 рядов, каждый боец был вооружен луком и кривым мечом, при этом все они находились за стеной из щитов», рассказывает специалист по древнегреческой истории Николас Секунда (Nicholas Sekunda) в своей работе «Войско ахеменидов» («El ejército aqueménida»).


Вторым компонентом этого могущественного контингента была кавалерия, которая могла быть легкой (в ее задачу входили удары по врагу с помощью стрел и копий), или тяжелой (о ней почти нет каких-либо сведений, за исключением упоминаний о некоторых битвах, в которых участвовали конные персы, вооруженные копьями).



Постоянный состав


«Итак, что же представляют собой «Бессмертные». Если и есть за что благодарить кинематограф, в особенности, кинокартину «300 спартанцев», так это за то, что она напомнила нам о существовании этого отряда. И все же, правда заключается в том, что это воинское формирование значительно отличалось от того, каким оно показано в художественном фильме. Прежде всего потому, что в фильме они показаны в масках, которых в действительности никогда не носили, вооруженными двумя мечами (хотя обычно сражались с одним копьем) и, наконец, потому, что их называют отборными частями персидского войска (это правда лишь отчасти).


Дело в том, что не все принадлежали к отборным частям. Скорее, наоборот, в это формирование входил один «Байварабам» (10 тысяч бойцов), о которых стали говорить как о «Бессмертных» после того, как историк Геродот заявил, что они сохраняли постоянный состав. «Если кто-либо погибал или заболевал, то его место мгновенно занимал другой, так что общее количество личного состава всегда равнялось 10 тысяч человек, ни на одного больше и ни на одного меньше». Таким образом, то представление, которое дается в картине «300 спартанцев» (где утверждается, что они получили это имя, поскольку вообще не погибали) является ошибочным.


Согласно Геродоту, «Бессмертные» действительно проходили специальную подготовку, поскольку были одной из немногих частей, которых никогда не расформировывали после окончания войны. Кроме того, как правильно отмечает древнегреческий историк, особенность этого контингента заключалась в том, что он должен был состоять исключительно из персов.


«С одной стороны, "Бессмертные" несут в себе некое мистическое начало, свойственное любой отборной воинской части. Среди массы бойцов всегда найдется отборный отряд, которого боятся больше других в силу его подготовки и отваги. Нетрудно догадаться, что вокруг этого формирования возник ореол легенды, как это часто бывало в истории. Эти персидские воины, считавшиеся непобедимыми, дали толчок творческому воображению, как при создании картины "300 спартанцев", где их представили как некое подобие воинов-самураев», заявил Эрнандес газете ABC.


Этот постоянный состав (а также многочисленные сражения, в которых они участвовали — и побеждали- в Малой Азии и Египте) способствовал росту их славы. А также дал им определенные преимущества и привилегии внутри самого войска. О некоторых рассказывает Эрнандес в своем труде: «Эта элитная часть пользовалась некоторыми привилегиями, о которых другие воины и мечтать не могли. Их всегда сопровождал караван с женщинами, кроме того в их распоряжении были шикарно одетые слуги». Они направлялись на поле брани в дорогой одежде. По словам Геродота, их снаряжение и провизия доставлялись отдельно от тех, что предназначались остальному войску, ввиду их особой важности.



Отборный отряд внутри «Бессмертных»


Внутри «Байварабама» «Бессмертных» (то есть, 10 тысяч человек) был еще отряд «Хазарабам» (тысяча воинов), члены которого служили в личной охране персидского царя. По словам Де Соусы, все они должны были происходить из знатных семей. «Этих людей назвали "мелофорои", или "несущие яблоки", поскольку их копья были украшены золотыми яблоками. Они были личной стражей царя, и их называли также "дорифори", что по-гречески означает воины, вооруженные копьями», добавляет Секунда. И все же, их официальное название было «арцибара», или «копьеносцы».



Глава «Бессмертных» пользовался особым доверием персидского царя.


Геродот уже указывал на эту интересную особенность, поясняя боевой порядок, который войско персидского царя Ксеркса продемонстрировало во время военного парада пере тем, как напасть на Грецию в V веке до нашей эры. Он пишет, что в составе «Бессмертных» был полк, «на копьях которого были золотые гранаты». «За ним шла лучшая пехота в составе 10 тысяч человек. Тысяча из них шли по периметру этой колонны, а на их копьях вместо железных наконечников были золотые гранаты. У остальных 9 тысяч, которые шли в колонне, на копьях были серебряные гранаты».


«Арцибара», будучи отборным полком, входившим в состав «Бессмертных» и личной охраной персидского царя и его дворца, имел в своем составе «хазарапатис» (один из командиров), пользовавшийся заслуженным уважением среди личного состава. Помимо чисто военных обязанностей, он занимался вопросами безопасности, в частности, первым принимал визитеров царя и давал разрешение на встречу с ним.


«Кроме того, "хазарапатис" этого полка выступал также в качестве главного советника царя. Таким образом, он был ключевой фигурой при дворе, и, по мере того, как дворцовые интриги становились все более обыденным явлением в V и IV веках до нашей эры, "хазарапатисы" все больше и больше вовлекались в них», добавляет Секунда.

Бессмертные, потерпели свое первое поражение от кочевников, саков. Которыми командовала царица Томирис. Тогда, созданный Киром, отряд бессмертных, как личная его охрана, не справился со своей задачей и Кир был пленен, а после обезглавлен. Бессмертным противостоял такой же по численности отряд царицы именовавшийся "Бешеными", состоявший из отборных воинов. Их можно было отличить по уздечке, которая была увешана скальпами побежденных врагов и по колчанам, которые они обтягивали человеческой кожей. После смерти Кира, его сын Камбиз, не распустил "Бессмертных", но в целях повышения его боевых качеств, разрешил набирать в него не только персов, как это было при Кире. Кир же набирал в отряд в основном детей вельмож и знатных людей Персии. Что в дополнение служило ему тем, что знать не взбунтуется, так как их дети будут находиться всегда у него под рукой в качестве заложников.

Правда о «Бессмертных», персидской гвардии. Бессмертие, Персы, Войско, История, Длиннопост

По материалам: Хесус Эрнандес «Это война! Лучшие рассказы из военной истории» («¡Es la guerra! Las mejores anécdotas de la historia militar»).

Филипп де Соуса  «Войны в античном мире» («La guerra en el mundo antiguo»).

Николас Секунда (Nicholas Sekunda)«Войско ахеменидов» («El ejército aqueménida»).