Поэт
Ноябрь 1918 года. Огромные ярко-рыжие афиши аршинными буквами объявляют
на стенах домов Невского об открытии Института живого
слова и о том, что запись в число его слушателей в таком-то
бывшем великокняжеском дворце на Дворцовой набережной...
... — Он сейчас явится!..
И Гумилев действительно явился.
Именно ≪явился≫, а не пришел. Это было странное явление.
В нем было что-то театральное, даже что-то оккультное. Или,
вернее, это было явление существа с другой планеты. И это все
почувствовали — удивленный шепот прокатился по рядам.
И смолк.
На эстраде, выскользнув из боковой дверцы, стоял Гумилев.
Высокий, узкоплечий, в оленьей дохе с белым рисунком по подолу,
колыхавшейся вокруг его длинных худых ног. Ушастая
оленья шапка и пестрый африканский портфель придавали ему
еще более необыкновенный вид.
Он стоял неподвижно, глядя прямо перед собой. С минуту?
Может быть, больше, может быть, меньше. Но мне показалось —
долго. Мучительно долго. Потом двинулся к лекторскому столику
у самой рампы, сел, аккуратно положил на стол свой пестрый
портфель и только тогда обеими руками снял с головы — как
митру — свою оленью ушастую шапку и водрузил ее на портфель.
Все это он проделал медленно, очень медленно, с явным
расчетом на эффект.
— Господа,— начал он гулким, уходящим в небо голосом,—
я предполагаю, что большинство из вас поэты. Или, вернее,
считают себя поэтами. Но я боюсь, что, прослушав мою лекцию,
вы сильно поколеблетесь в этой своей уверенности.
Поэзия совсем не то, что вы думаете, и то, что вы пишете и
считаете стихами, вряд ли имеет к ней хоть отдаленное отношение ...
Ирина Одоевцева
На берегах Невы: Литературные мемуары.