Последняя свадьба удмурта.

Обмолвился я в одном посте, как побывал на языческих похоронах в удмуртской деревне. Было это 20 лет назад, я еще ребенком был. Как проходили похороны в точности не вспомню, но помню, что было очень весело! Даже веселее, чем у русской тёти на свадьбе. Слёз не было, сначала была сосредоточенная подготовка, а потом шумные и веселы проводы в "новую жизнь". Я честно искал информацию по похоронам, но, увы, не нашел чистых языческих традиций, на которые не положила бы отпечаток православная церковь. Зато нашел информацию о свадьбе наоборот! Последняя свадьба, которая устраивалась покойнику через год, после похорон. Такое я тоже припоминаю, бывал.


«Свадьбу наоборот» человеку проводят родственники после его смерти. Устраивают свадьбу, когда проходят годины — год после похорон, или несколько лет, в день поминок. Нельзя сказать вслух, что собираешься сделать свадьбу наоборот и не провести ее — мертвые напомнят тебе об обещании, например, явятся во сне.



Если покойник — мужчина, нужны голова и ноги коня. Если женщина — коровы. Старший рода кладет голову в котел и варит ее целиком. Мясо после варки не должно отделяться от черепа.



К тому, кто устраивает свадьбу, приходят гости — и родственники, и друзья. При входе стоят две чаши, туда бросают еду мертвым — печенье, конфеты. Одна чаша для того, у кого свадьба, другая — всем усопшим, их таким образом поминают. В доме накрыт стол, пришедшие угощаются. Потом выбирают одного мужчину (кто соглашается), которого переодевают невестой. Заранее для усопшего шьют свадебный наряд размером как на куклу — для женщины маленькое платье, мужчине рубаху и штаны.



На пол кладут перину, переодетый невестой мужчина садится на нее, рядом ставят голову и ноги животного и картонную воронку, в которую ссыпают еду для покойника, гости кидают сверху мелочь. Родственники рассаживаются по периметру перины и молятся. «Невеста» угощает всех кумышкой.



Готовят сани с бубенцами. В них сажают мужчину-невесту, кладут воронку с едой, голову, ноги. С веселыми обрядовыми песнями ряженого везут в священную рощу, расположенную рядом с кладбищем. Разжигают костер, на дерево вешают голову, ноги, воронку и свадебный наряд. Когда костер гаснет, песни петь перестают и расходятся по домам. Приходить на это место молиться и просить что-то у предков не принято, оно предназначено только для свадьбы наоборот.



Об этом обряде гостям стараются рассказать прежде, чем они отправятся самостоятельно разгуливать по Карамас-Пельге. Кладбище и священная роща-луд, заросшая крапивой по пояс, находятся на окраине деревни, там, где дорога уходит в лес. Можно пройти мимо, не приглядываясь, но белые черепа животных, висящие на деревьях, словно светятся через листву, приковывая к себе взгляд. По спине пробегает неприятный холодок.

Последняя свадьба удмурта. Традиции, Поминки, Веселье, Длиннопост

- Да это совсем не страшный обряд! Мы же делаем так, чтобы покойнику на том свете было хорошо, чтобы у него была еда, добрый конь или корова-кормилица. Он ждет эту свадьбу. У нас как-то казус вышел — мужик, который должен был голову варить, с утра навеселе был. И собаки у него стащили одну из лошадиных ног. Так и повесили на дерево — голову и три ноги. А матери, которая эту свадьбу для погибшего сына устраивала, он потом во сне явился и все ругался, кто конь хромает. Пришлось обряд заново проводить, — судя по широкой улыбке Елены Петровны, казус и впрямь вышел забавным. — Да вы сами приезжайте как-нибудь к нам на свадьбу наоборот, увидите — проходит она весело!


Информация взята отсюда: http://tehrosinfo.ru/blog/43713660506/Tri-svadbyi-i-odni-poh...

Там еще больше интересной информации! Всем кумышки с перепечками!

P.S. "моё" ставить не буду. БМ выдал зеленого лысого кота в космосе.