2

Последний день «Помпеи». 1. Роботы

Будущее роботов и интернет вещей подкрадывается не заметно. Создается некий парадокс, когда люди при слове «Робот» представляют себе пляшущего японского Асимо или «Терминатора», ну может еще промышленный манипулятор. «Роботы, это что-то в будущем», «Это все какие-то дорогие игрушки», «Ну Вы посмотрите на эту неуклюжую куклу». «И что, за $1 000 000, он будет мне термос открывать, да еще так медленно».

Мало кто задумывается о том, что хлебопечка и посудомоечная машина на кухне, видеокамеры на дорогах, автоматический тонометр, которым бабуля меряет давление это все роботы. И они уже здесь, уже у Вас дома. Снижение цены датчиков, процессоров, да и производства в целом, позволяет уже сейчас покупать: роботизированный пылесос, который будет делать уборку, пока Вас нет дома или автомобиль, который сам паркуется или тормозит перед препятствием. И это уже существующие технологии в быту. В корпоративной, бизнес среде эти технологии внедряются еще большими темпами, поскольку позволяют экономить. Все эти приборы помогают, упрощают и освобождают нам время от рутинных и надоедливых задач. Но за все нужно платить. Расплата заключается во влиянии процесса внедрения роботов на экономику и социум. По результатам исследования, проведенного компанией Маккинзи, видно, что на текущий момент уже 51% выполняемых бизнесс функций можно автоматизировать более чем на 60%. А оставшиеся 49% можно автоматизировать на 18%. Причем, эти 49% относятся к таким сложным функциям как: руководство персоналом, подсказки при планировании, принятии решения и разработке новых подходов, а также общение с заказчиком и нестандартные работы. То есть 18% задач, которые, казалось бы, может решать только человек уже сейчас могут делать роботы. А какие же задачи остаются тем 51% функций, которые можно автоматизировать практически полностью в ближайшее время? К ним относятся рутинные задачи со стандартными действиями. Те действия, которые регламентированы на 100%: сортировка, учет, сборка, обработка, перемещение и, причем, не только материалов, но и информации, и документов. Так что, да это касается не только работяг на заводе или в поле, но «офисного планктона».


Конечно, эти исследования проводились в Соединенных Штатах Америки, где уровень автоматизации бизнес процессов и так высок. Но, с учетом, глобализации рынков и экспансии международных компании, эти технологии отражаются на рынках всего мира.


И так, как же повлияют роботы на нас, лет через 10 – 15? Для начала, вспомним про тех, кто выполняет стандартизированную и полностью зарегламентированную работу. Кто эти люди? Это, прежде всего люди с не высоким уровнем образования и дохода, а также начинающие свой карьерный путь. По данным Российского министерства труда в 2017 году численность трудовых ресурсов без военнослужащих в Российской Федерации составит более 68 миллионов человек. При этом распределение по сферам экономики будет выглядеть вот так:

Последний день «Помпеи». 1. Роботы Робот, Будущее, Экономика, История Будущего, Длиннопост

Мне трудно судить о существующих бизнес процессах во всех отраслях экономики, но рискну предположить, что 20% функций точно зарегламентировано и поддается автоматизации. Таким образом, можно сказать, что около 13 миллионов рабочих мест может быть сокращено в связи с их автоматизацией. И это, напомню, с применением уже существующих технологий. Если же заглянуть в перспективные разработки ближайшего времени, например беспилотное такси, беспилотные поезда и грузовики, автоматический склад или автоматическая доставка товаров, то эта цифра вырастит в разы. Оставив без работы миллионы людей и без того с трудом зарабатывающих себе на жизнь.


Казалось бы, не все так страшно, раз у корпораций появятся лишние деньги, то возможно будет ввести дополнительный налог, с которого получится выплачивать пособие необходимое для выживания людей. Такие эксперименты уже проводятся в Финляндии. Правительство этой страны разрабатывает план внедрения «безусловного дохода» для всех граждан. Вот оно счастье, работать больше не нужно, за вас все будут делать роботы. Экономическая проблема решена. Но возникает сложный социальный вопрос. Этот вопрос связан с миллионами ничем не занятых людей. К сожалению, не все из них захотят или смогут заниматься творчеством и просвещением. На примере слоев общества, которые живут на пособия уже сейчас, мы видим, что большая часть этих людей живут за чертой бедности, не желая что-либо менять. Они предпочитают участвовать в криминальном бизнесе или же просто тратят пособие на алкоголь и наркотики. Следует учитывать, что помимо денежного пособия эти люди имеют льготы для поступления в учебные заведения, но этими льготами пользуются единицы. На мой взгляд, это связано с колоссальной разницей в доходах между классами населения и, как следствие, с чувством безысходности, с угасшей надеждой перешагнуть эту бездну, отделяющую бедный класс социума от среднего и выше среднего. Внедрение автоматизации и «безусловного дохода» несомненно, усугубит проблему. Амбициозные и творческие люди смогут сохранить рабочие места, и их доход будет многократно превышать «безусловный доход». Средний класс, будет заниматься модернизацией и обслуживанием автоматических систем. Все же остальные по-прежнему будут за чертой бедности. При этом количество людей живущих только на «безусловный доход» будет только расти.


В погоне за снижением издержек, нужно не забыть о социальной составляющей жизни. Требуется серьезная подготовка общества, которая может занять время жизни не одного поколения. Наверное, итогом автоматизации может стать социализм с командноадминистративной системой управления. Только управляться и исполняться она будет автоматизированной системой. А человек сможет посвятить себя полетам к новым мирам .


Но не стоит забывать, что в 1894 году The Times подсчитали, что через 50 лет, в связи с увеличением населения и лошадей в Лондоне, навозные кучи в городе достигнут высоты почти 3 метров. И в это же время пустыри вокруг Нью-Йорка были завалены навозными кучами, высота которых составляла от 12 до 18 метров. Проблема лошадиного навоза достигла вселенских масштабов. Но, всего через 18 лет, к 1912 году количество автомобилей на дорогах Ньй-Йорка превысило количество лошадей. Так что величайшая проблема конца 19 века решилась сама.