Попасть в Вену. Записки путешественницы
Провести свадебное путешествие или окунуться в парадоксальный мир современного дизайна? Насладиться ароматом всех возможных сортов роз или послушать орган в готической церкви? Для всех этих целей одинаково хороша столица Австрии.
Мы решили: ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. Кто читал Ильфа и Петрова, тот поймёт. Взяли в прокате на центральном вокзале станции Прага «Антилопу Гну». Точнее — «Панду». А ещё точнее — Fiat Panda. И поехали в Вену. Спустя пять часов из тридцатиградусной пражской жары мы попадём в холодные объятия столицы империи Габсбургов.
Время — деньги
Дима купил виньет (vignette) — наклейку на лобовое стекло, которая позволяет передвигаться по платным скоростным дорогам Австрии. Стоит восемь евро на 10 дней. А нам больше и не надо было. Благодаря этому виньету наш маршрут укоротился вдвое, потому что по бесплатным дорогам навигатор насчитал какое-то нереальное количество часов.
Заправили бак: 40 литров где-то за 50 евро. Дороже, чем дома, но всё же не так страшно, как нас пугали. Советовали не брать машину в аренду, а ехать на поезде. Но без «Панды» мы бы не увидели столько красивых городков и деревень и были бы привязаны к расписанию транспорта. Так что если у вас приличный водительский стаж, не слушайте никого — берите машину!
«Панда» ехала по автобану скромно: по средней полосе. Хорошенькая махонькая машинка, но на большой скорости её шатает, как осину на ветру. По левой полосе мчались всякие «шумахеры», по ней же осуществлялся обгон. А по крайней правой ползли фуры. Допустимую на каждом участке скорость нам тоже подсказывал навигатор.
Европа без границ
Ехать решили через город Брно. Он сильно пострадал от бомбёжек во время войны, поэтому ничего средневекового, кроме одного-единственного костёла, там не осталось. Потом любовались Моравскими горами и приграничным городом Микулов. Вот это я понимаю — крепость! Розовый замок на высоком холме, весёлые жёлтые домики и неприступная стена.
Граница Чехии с Австрией выглядит заброшенно. Никаких тебе таможенных досмотров и проверок документов. Всё это — прелести Евросоюза. Тем не менее как только мы пересекли границу (в виде двух табличек с названиями стран), даже Дима, который абсолютно чужд сентиментальности, сказал: «Как резко всё стало другим». Только это «всё» мы пока не могли сформулировать. Может, тому виной гигантские ветряные электрогенераторы, которые апокалиптично стояли в чистом поле...
Габсбурги нас явно не ждали: в Вене было не только холодно, но и дождь припустил нешуточный. Хотя были и приятные моменты: город пахнет сладкими цветами везде, куда бы ты ни пошёл. Я так и не разгадала секрет этого запаха.
Борщ по-австрийски
Объясняясь на чистом немецком, Дима заселил нас в красивый отель на Rottensterngasse (улица Красной звезды!!!). И мы пошли знакомиться с местным населением. Гуляя по Вене, недоумевали, отчего закрыты все бары, кофейни и магазины... Ведь на календаре понедельник, рабочий день. Очень хотелось кушать, потому что из Праги мы выдвинулись без завтрака, чтобы не терять времени. Нашли один-единственный открытый бар, где нас опять-таки выручил Димин немецкий. Очень стильное местечко с антикварной чёрной мебелью из лакированного дерева, каменные стены заклеены чёрно-белыми постерами в стиле 30-х годов, а на столе благоухают живые цветы. Картину дополняли громкоголосые местные жители, которые пришли пропустить по кружечке пива и обсудить дела насущные. Меню нам, естественно, принесли тоже на немецком, ведь я пришла в компании голубоглазого блондина — истинного арийца. Откуда официант мог знать, что мы живём в далёкой Сибири? Перевести мы мало что смогли, так как блюда обладали какими-то мудрёными названиями. Но вот слово barszcz нам показалось до боли знакомым.
Итак, история про австрийский борщ! Возьмите немного маринованной свёклы, чопорно нарезанной соломкой, чуть-чуть моркови и зелень. В этот овощной бульон покидайте пельмени, начинённые острыми грибами и картошкой. Подавать без сметаны. Вот в этот самый момент я представила, как потешались бы тайцы, если бы попробовали свой традиционный суп том-ям, который я готовлю в Москве!
Тот самый Дунай
Откушав, мы пошли на запах речной свежести, который привёл нас к большому мосту. Дорожный указатель известил о том, что в этот самый миг мы созерцаем Дунай. Я застыла от восторга, потому что в нашем роду я второй человек, которому довелось видеть эту знаменитую реку. Первым был дед-фронтовик.
Перейдя через мост, мы поняли, почему сегодня никто не работает. Оказывается, повезло так повезло: мы попали на ежегодный фестиваль Венской культуры. И посему отметили этот праздник как надо: выпили ягодного пунша на главной площади, поглазели на имперскую архитектуру классицизма и пошли слушать органную музыку в барочную церковь святого Петра. Я, когда слышу орган, растворяюсь. И никакими словами это не опишешь. Даже в Москве стараюсь не пропускать фестивали органной музыки, а тут живое исполнение в действующей средневековой церкви…
Захер!
Нет, это я не ругаюсь. Так называется знаменитый венский торт — sacher torten. И в первый же день пребывания в Вене мы его безбожно съели. В компании со знаменитым венским шницелем из телятины (площадью 400 квадратных сантиметров!!!) и горячим яблочным штруделем. На этом кулинарную программу в Австрии объявили исполненной. А что ещё нужно, если мы уже вкусили основные лакомства австрийской кухни. Захер на вкус оказался точь-в-точь, как торт «Прага». Мне показалось, в нём нет ничего особенного. Но бывалые путешественники утверждают, что не в каждом заведении можно встретить настоящий «захер тортэн», и даже составляют рейтинг ресторанов и кофеен, где он максимально приближается к идеалу.
Миллион алых роз
Вчера было холодно, шёл дождь и хотелось есть. А сегодня (это, видимо, мы из Чехии жару привезли) я снова тусовалась в любимом платье и тапках, исследуя Вену. С утра мы забрели в знаменитый сад, где собраны все сорта роз (ну или почти все), какие есть в мире. Белые, синие, красные, жёлтые, фиолетовые, розовые и оранжевые. И каждая пахнет по-своему. Мне больше всего жёлтые понравились, потому что у них ванильный аромат. Белые пахнут очень нежно. А розовые, наоборот, сильно и сладко.
Дима сказал, что это розы Габсбургов. По такому случаю мы даже открытку купили, на которой родословная сей имперской династии запечатлена. В целях повышения грамотности. Открытки — моя слабость. Привожу всякие занятные экземпляры из путешествий, чтобы потом перебирать тёмными зимними вечерами.
Хундертвассер — стоводный
Фамилия архитектора Хундертвассера переводится как «сто вод». Он творец знаменитого «пряничного домика». Вот из-за него-то я и мечтала попасть в Вену. В этом чуде, расположенном на перекрёстке улиц Lövengasse и Kegelgasse, живут работники муниципалитета. Здесь все квартиры — неповторимые произведения искусства. Мало того, что у каждой свой цвет, размер оконных проёмов и планировка, так ещё в некоторых из них и пол уложен под углом к земной поверхности. Даже туалеты здесь — арт-объекты, хотя мне и жутко не нравится это слово. Купить такую квартиру нельзя. Вселиться в неё можно, только приняв австрийское гражданство и устроившись на работу в венское городское правительство. Но das ist fantastisch.