Помню
Мы были такой среднестатистической семьей, которых в 90е была половина страны. Отец который работал на заводе, а по ночам иногда подрабатывал таксистом. Мама работала целыми днями, и занималась нашим воспитанием. Ну и дети: брат (старые меня на 5 лет) и я.
Я хорошо помню свое детство. Помню, как родители покупали кучу разной фигни, ведь были деньги, а дефицит не давал людям уверенности что это можно будет купить когда-нибудь кроме как вот прям сейчас.Так у нас в 2 комнатной квартире появилось 2 дивана, 3 кровати, 3 стенки, 2 стола, пара кресел, 10 стульев и 10 табуреток. Теперь квартира стала напоминать жилой склад, и ничего нормально, так как у людей и нужно брать пока есть, да и государство даст квартиру за выслугу лет.
Дефицит тех лет отобразился и на питании. Все покупалось мешками, ящиками, десятками литров. Ведь всего этого завтра может не стать. И обязательным атрибутом были крики отца на меня, брата и мама что мы неблагодарные и свиньи, нам бы лишь испортить продукт, а ведь он на них горбатится. И он никогда не понимал что не может ребенок съесть за день 2 килограмма яблок. Даже сейчас, когда в каждом магазине можно купить все что душе угодно, покупается такими же объемами, портится, выбрасывается и крики такие же.
Лет в 6-7, когда я научилась нормально писать, я умела писать как левой так и правой рукой, и что особенно странно умела писать «Зеркальное письмо». Из-за этого родителей вызвали в школу, учитель сказал что не может прочитать мои каракули и это не нормально. Лишь дома мама поняла как я пишу, ну а отец не понял. С того дня я каждый день по несколько часов упражнялась в письме, и если я брала ручку не правую руку, не правильно начинала держать ручку или чего страшнее писать странно, я туже получала по рукам или подзатыльник.
Почему-то рукоприкладство в те времена считалось нормальным? Почти все мои знакомые получали ремнем по мягкому мету. Наша семья не была исключением, хотя мама никогда не поднимала руку, просто ругала или смотрела разочарованы взглядом. Этот взгляд был хуже любого ремня, ведь понимала что ей больно. Отец был полной противоположностью мамы, голос повышался по любой мелочи, подзатыльники тоже были в порядке вещей, ну и плетка как воспитательная мера. Не знаю, то ли из-за того что была маленькой или по еще какой-то причине, но получала я меньше всех в семье. На маму орали когда она по мнению отца что-то делала не так, «сука» и «дура» самое мягкое что в таких случаях она слышала. Помню как отец запустил в нее сковородку с картошкой, только потому что она «слишком ёё зажарила», хотя картошка была приятного золотистого цвета. Часто она пряталась от отца в ванной и пережидала когда отец успокоится. И сколько раз на нее орали из-за того что она нас защищала с братом просто не счесть. Почему не ушла? Я часто спрашивала мама об этом. Она боялась! Боялась что сама не справится с нашим воспитанием. Боялась что ёё посчитаю шлюхой и она никому не будет нужна, ведь один партнер на всю жизнь и никак иначе. Боялась что отец убьет ёё может и нас, ведь в гневе он был невменяемым, и мы бы или остались сиротами либо чего хуже. Брат был вторым членом в семье который получал больше всего. Получал как за мелкие проступки - не привел обувь в порядок, так и за большие - начал курить. Отец как узнал что брат курит он отхлестал его плеткой до синей задницы, да и мамы досталось когда его защищала. Эффект имел действие всего несколько лет, или брат так хорошо скрывал эту привычку, но сейчас будучи взрослым он продолжает курить. И проблема в том, что окружающие считали это нормальным и лишь говорили «А вот у N еще хуже, так что тебе повезло он в дом деньги приносит». Я не скажу что отец был тираном и постоянно нас бил, чаще всего он был нормальным, а иногда очень хорошим отцом. Но плохое запоминается лучше чем хорошее. Да и вскоре он ушел от нас, мама справилась с нашим воспитание и без отца стало жить спокойней.
Когда отец оставил нас, мама начала работать по 12 часов в день. Она и правда приходила домой в лишь для того что бы 4 часика поспать да и приготовить нам поесть. Я старалась помогать как могла, зачастую в мои обязанности входило прибраться в квартире ну и по мелочи чего-то купить и приготовить, брат же присматривал за мной. Просьбы помочь чем то по дому, к примеру помыть посуду, отмахивались фразой что позже сделает, ну и потом уставшая мама могла прийти, обнаружить гору посуды и мыть ёё в час ночи, а брат этого как бурого этого не понимал. Просить собрать разбросанные вещи тоже ничем не заканчивались, я сама их собирала и просто забрасывала к нему на полку. Помимо этого он был, как и, любой брат, тырил у меня еду, шанс съесть что-то вкусненькое стремился к нулю с каждой минутой. Помню как меня будила мама в 12 часов что бы я поела пирожных которые она принесла, а то к утру не останется. Но не думайте что была жадиной и эгоисткой, я с удовольствием делилась когда просят, но не любила когда брали без спроса. Старший брат был как защитник, толи его и правда боялись, то ли я не конфликтная, но никого бить в морду не пришлось. Выполняя свои функции брат очень усердствовал, может даже слишком. Мне 16, телефоны были еще не у всех, но я послушная и дальше своего микрорайона не уходила и всегда говорила куда и с кем я собралась идти. На улице май мы сидим возле школы на стадионе с друзьями смотрим на футбол, на улице 20:00. Вижу как к нам приближается мой брат и говорит что все и я должна идти домой, никакие доводы что еще рано и мама разрешила гулять до 22 не действуют и меня забирают под удивление взгляды друзей. Таких моментов было много, даже очень, когда я жаловалась маме она часто соглашалась со мной что он не прав, но «это же твой брат и никого роднее у тебя не будет», этого родства я никогда не ощущала. Лет с 17 брат пытался подработать, раздавал листовки, был агитатором за политическую партию, собирался в нее вступить. Платили там не постоянно и хорошо если вообще платили, а для вступления нужно было внести кругленькую сумму, после чего в партию его так и не приняли, в общем с работой не везло.
В мои 16 лет вернулся отец, не знаю где он был и чем занимался, просто в один прекрасный день мама сказала что он опять будет жить с нами. Не уверена что люди меняются, меняются обстоятельства и им приходится подстраиваться. Брат вымахал под 2 метра роста и был достаточно мускулист благодаря спорту, на него уже просто так руку не подымешь в ответе можешь получить. Я тоже выросла, посещала кружки, курсы, так что времени дома проводила немного, так что на меня только кричали ведь я лентяйка и дома ничего не делаю.Больше всех доставалось маме, хотя на нее руку больше не подымали, но кричать и оскорблять никто не перестал. Зачем пустила назад? Я спрашивала ёё, типичное «Я думала он изменился, да и идти ему некуда».
Особенно хорошо я помню праздники.Все праздники организовывались с размахом как будто последний день живем. Готовились тонны еды, ведь нельзя же что бы гости ушли голодными, но при этом мы ели ёё еще с неделю. Если это был чей то день рождение то блюда начинали готовится за день, потом почти всю ночь и утро в день праздника, в квартире проводилась генеральная уборка и все были готовы к празднику лицемерия. И как понятно всем этим занимались мы с мамой, брат ничего не делал, а отец возмущался что мало приготовили или мало спиртного взяли.Приглашалась куча гостей, ведь нельзя не пригласить тетеньку из Козлодоевки ведь она обидится, особенно приятно когда к примеру день рождения у меня и эту тетю я вижу только на этот праздник и больше никак и никогда не общаемся. Она приедет, чмокнет в щеку ярко-фиолетовыми губами, потреплет за щечку.
-Я без подарка, с деньгами сейчас очень туго, да и вообще жизнь тяжелая. Но ничего, ведь главное не подарок, а внимание. Ведь не каждый день 15 исполняется.
- Мне 17.
- Правда, ну ничего.
И хорошо если ты ёё потом целый вечер не слышишь. Но в мои обязанности в этот день будет входить обслуживание гостей, что бы им все понравилось. Отец будет на меня ворчать, ведь я телепатический не догадалась что дядя побьет бокал и лишний не поставила. Я буду питаться отсидеться на кухне ведь на моем празднике жизни мне места не окажется. А после, как они уйдут, пережить гору посуды, пройти квест на «Спрячь все в холодильник, а то испортится», ну и послушать о том что мы плохие хозяйки.
Помню как на мои 16, отец пошел провожать гостей после праздника, вернулся с непонятным мужиком и начал с ним пить за мое здоровье на кухне, а я с мамой сидели в комнате и боялись выходить. Брат к тому времени уже съехал к девушке и мы были одни.
Хотя кое в чем отец изменился, он начал все нести в дом, я понимаю добытчик и все такое. Но он может принести с мусорки оконную раму, ведь где-то пригодится, сетка, шины все это тащилось в дом. А вы помните про двухкомнатную квартирку в которой было мебели на три? Так что квартира стала еще больше загромождаются, и ничего из этого выкинуть нельзя, а то крики и скандалы. Квартиру от государства отец так и не получил, так что все это добро стояло как памятник.
Почему мама его терпела и не выгнала? Причини почти остались те же, она боялась что скандал закончится рукоприкладством, я заместителю не нормально приходить на работу с синяками, и что он ёё убьет. Потому она опять работает сутками, но теперь лишь бы дома не находиться с ним, а отец работает двое суток в неделю и всем доволен. Хотя удивляется, почему я почти не общаюсь с братом, игнорирую семейные праздники, и приезжаю в гости домой только когда его нет. Похоже он не знает что я все помню.