Полноценный башкирский этнический фильм 2014 года, снятый по мотивам легенды "Семь девушек"

В продолжение прошлого поста о легенде "Семь девушек" предлагаю посмотреть целый фильм по этой легенде. В фильме идет рассказ другой версии этой легенды, с национальным песнями.

Присутствует и HD (720p) качество.

— Картина «Етегэн» — необычный в современном представлении фильм, — поясняет автор идеи, оператор-постановщик и продюсер Рияз Исхаков, — он снят по правилам немого кинематографа. Музыка является сценарием фильма, его кодовым ключом. Язык немого кино насыщен, в нём много взаимосвязанных кадров, которые составляют единую композицию. И зритель должен быть готов к его восприятию.

В основе фильма лежит предание о семи девушках. Есть много вариантов этой башкирской легенды. По одной из них, девушки, ставшие на защиту своего рода, после гибели вознеслись на небеса. Так появилось созвездие Етегэн — Большой Медведицы.

В повествование фильма вплетены доисламские верования башкир, обычаи и ритуальные действа, легенда о сотворении мира. Сюжет картины понятен без слов, актёры создают образы взглядом, движением рук. Но доминантой, конечно, является музыка. Горловое пение, вводящее в состояние, близкое к трансу, необычное звучание аутентичных музыкальных инструментов, народные песни в исполнении известных башкирских певцов — Гали Хамзина, Алима Каюмова, Гульсум Бикбулатовой, этно-рок группы «Аргымак» и других — создают удивительный звуковой ряд.

Фильм насыщен визуальными эффектами. Впечатляют подводные и натурные съёмки, батальные сцены. Основной съёмочный процесс проходил в Абзелиловском районе вблизи деревни Ташбулатово и озера Якты-куль. По словам Рияза Исхакова, сельский клуб на время съёмок превратился в настоящую киностудию с павильонами, складами, гримёркой и пошивочным цехом. Местные жители с воодушевлением содействовали созданию фильма.


Я, как автор этого поста выскажу свое мнение о картине: лучшая работа, которую я видел пока на эту тему. Если понимаешь язык и смысл песни, то очень просто ориентироваться в сценарии по ходу.

Привожу описание фильма некоей Gwenhwyfar на просторах инета (самому сложно описать, лень и работать надо):

Фильм начинается с прекрасного пейзажа, водной глади. Знаменитый танец "Ете кыз", и в чистой воде - женские украшения вместе с оружием. Оружие меня сначала удивило. Конечно, я в курсе, что башкирские женщины владели мечом и луком, воевали, не даром селтэр-нагрудник и кашмау-шапочка замужних женщин напоминает части воинских доспехов. Но кто бы мог подумать, что создатели фильма покажут нам амазонок????

Итак, живут в одном роду семь молодых особ, будем говорить так, потому что из семи девушек три замужние женщины. Возможно, кое-кто из девушек и женщин связан кровными узами - родные или двоюродные сестры. Точно об этом не сказано. Скорее все они подруги, очень близкие.

Чтобы нам не путаться с героинями, то мы их обозначим:

1. Охотница. Она скорее всего дочь главы рода.

2. Девушка с пращой. По другому не скажешь.

3. Соперница девушки с пращой и её сестра(подруга)

4. Подруга, как я поняла, всех трех девушек. О ней мало показано.

5. Мать близнецов (1-я замужняя женщина).

6. Мать младенца (2-я замужняя женщина)

7. Новобрачная, если судить по костюму (3-я замужняя женщина). О ней тоже мало показано.

Нужно сказать, что башкирские домусульманские верование - это тенгрианство, культ Голубого Неба.

Так что и в фильме мир, как бы состоит из трех частей: Небесный Мир, где обитают боги, души умерших предков (не все!), туда человек может попасть во сне; Мир Людей, где и происходят все события, куда боги спускаются, чтобы полюбоваться на игрища, праздники, порадоваться вместе с людьми; Подземный Мир, где обитает всё злое, болезни, невыкупленные жертвами души и куда человек может попасть через туман или воду. Вода и туман у башкир почти всегда связаны с волшебством и часто недобрым.

Девушка с пращой спит, она в Небесном Мире. Всё чистое, сияющее, белое. Видно огромного великана, сначала я думала, что это сам высший бог Тенгри, но оказалось, что это богатырь Алпамыша. Парни пытаются попасть из лука в солнце, но никому этого не удается. А среди них - Он, тот, в кого она влюбилась. Девушка с пращой тоже пытается попасть в цель из своего оружия и - попадает! От солнца откалывается кусок и становится луной ( башкирский миф). Конечно, любимый замечает её, подходит. Девушку с пращой переполняет такое счастье!

Эх, не во время Соперница и Подруга затеяли примерку украшений, в том, числе и кашмау. Не во время бабушке понадобилась помощь по хозяйству. "Сколько можно спать? Ну-ка, кызлар, вставайте, прекращаете шалить, принимайтесь за дела!"

Девушка с пращой идет за водой, а навстречу гонит стадо коней Пастух. "Ты выйдешь за меня?" - спрашивает он её. Но она-то влюблена в другого, зачем ей этот парень?

Охотница тем временем едет по лесу, который принадлежит её роду, нам даже показали тамгу - знак, которым означали родовые владения, стада и другое. Кто-то чужой охотится в лесу на оленей. Метко пущенная стрела останавливает мужчину, и, тот, то ли чтобы наказать обидчика, то ли просто посмотреть, кто вспугнул его добычу, скачет за Охотницей. Это уже обрядовая игра "Догони девушку". Догнал, шутит, протягивает стрелу смущенной всаднице. Что лучше курая расскажет о внезапно вспыхнувшем чувстве, особенно если на нем играет настоящий музыкант?Охотница прежде, чем уехать, незаметно оставляет свой платок. "Жду сватов!"

Только не судьба выйти Охотнице за любимого Кураиста. Богатый бай привез подарки отцу, щедрый калым платит за невесту, чтобы породниться еще с одним родом. А то, что невеста оказалась молодой красавицей, так еще лучше. У Охотницы нет выбора. Нельзя идти против родителей, против рода. Ведь если придет беда, то поможет богатый муж дочери. Родня!

А у Девушки с пращой свои беды и горести. Видит она, как любимый ухаживает за Соперницей. Как быть? Что делать? Разлучить? Но Соперница не чужая ей, близкая подруга и даже сестра.

Соперница вся сияет от любви. Она совсем не замечает горя своей подруги, видит только любимого.Он дарит ей серебряный браслет. Серебро, считали башкиры, отгоняло злых духов, беды, оно ценилось выше золота.

В фильме есть эпизод, когда парень и девушка оставляют белые камушки на обломоке известняка у дороги или берегу реки. Это немного похоже на традицию в Тибете оставлять на перекрестках троп или на перевалах кучи камней - мани-вале. Подношения богам? Или это как обещание друг другу соединить свои судьбы?

Вся неспешная жизнь на летнем пастбище, все горести и радости обрывает тяжкая весть: война. И мужчины собираются, чтобы защитить соплеменников. Вот братья-близнецы вскарабкались на коня к отцу:" Возьми нас с собой, мы уже большие!" Вот Мать младенца помогает одеть доспехи мужу. Долг прежде всего. Девушка с пращой видит, как не могут расстаться Соперница и её любимый. Оглядывается вокруг, понимая, что если сама не может стать счастливой, то надо сделать счастливой другого человека - Пастуха. Вон, он с оружием сидит на коне. Девушка с пращой отдает ему свои белые камушки. Пусть он встретит врага, зная, что любим, что его ждут.

А богатый бай откочевал от войны подальше, не хочет помогать новым родственникам. Много у него жен, но самая тяжелая работа достается младшей жене - Охотнице. День и ночь крутит она ручку тяжелых жерновов, мелет зерна, а сама думает о Кураисте. Как он? Что с ним? Вернулся бай, привез две лисьи шкуры. Красивые, богатые! Кому? Какой жене подаришь? Подарит младшей, только бы улыбнулась, только бы в темных глазах загорелось пламя любви. Нет, не загорится, другого любит. Не купишь её подарками. И бьет рассерженный мужчина Охотницу камчой со всей силы: покоришься! Только на следующее утро уходит она от богатого мужа. Уходит не нарядной невестой, а бедно одетой странницей. Долог её путь, через леса, горы и болота. Чует сердцем, что нависла над Кураистом беда.

Пока мужчины бьются с врагом, женщины в ожидании занимаются домашними делами. Никто с них не снимал этих забот. Вот делают все вместе войлочный палас. Нечаянно проливается на белый войлок что-то красное из плошки, ( я поняла, что это краска), а Матери близнецов кажется. что это кровь растекается по одежде мужа. Беда!

Едет Мать близнецов сквозь туман в лесу и видит: стоит муж на коленях, бледный, вся одежда в крови. (На самом деле это душа Матери близнецов попадает в Подземный Мир, сама женщина в беспамятстве находится рядом с перепуганными подругами). Как спасти мужа? Разве что отдать своё сердце. Мать близнецов так и делает. Приносит очищающую жертву. Теперь ее муж не останется в Подземном мире, не станет добычей злых сил, уйдет к душам предков, к Великому Тенгри.

Охотница между тем приходит на поле битвы. Никого из рода не осталось в живых. И Кураист убит. Нет у неё время оплакивать павших, вокруг враги. Обирают погибших, делят добычу. Охотница натягивает лук любимого и убивает одного из врагов, а потом бежит в родное кочевье, чтобы сообщить страшную весть - все погибли. Нет больше мужчин в роду, способных держать оружие, остались только немощные старики и дети.

Значит, пришел черед женщин встать против врага. И семь подруг дают клятву отомстить, умереть, но не дать погибнуть роду. А о близнецах и младенце позаботятся, вырастят и расскажут, как погибли их отцы и матери.

Конечно, семь женщин не препятствие для разбойников, пришедших на землю рода, но пока оставшиеся в живых убегут, спрячутся, Семь Девушек сдержат врага. Наивно? Пафосно? А если я скажу вам, что так и жили в те времена? Род, семья были главным, их защищали, о них заботились.

Конечно, Семь Девушек предпочли смерть плену - прыгнули со скалы и утонули. Только они не исчезли совсем. Они попадают в Небесный Мир. Там играют свадьбу Девушки с пращой и Пастуха, там встречаются все, кто был разлучен. И семь девочек в белых одеждах - созвездие Етеган, - весело играют, слышна детская считалка на башкирском. Жизнь продолжается... Жизнь спасенного от истребления рода.

Вот такая история, рассказанная почти без слов.