Полет на автожире
Автожир (“жир” по гречески означает “круг” или “вращение”) — винтокрылый летательный аппарат, который использует несущий винт, вращающийся во время полета в режиме авторотации несущего винта. Иначе его называют также “гироплан”, “гирокоптер” «винтолёт»и «ротаплан». Авторотация – это вращение несущего винта без работы двигателя под влиянием воздушных потоков.
Автожир был изобретен в 1919 году испанским инженером Хуан де ла Сиерва, а в 1923 году он впервые поднялся в небо. В 1930-х годах автожиры получили распространение, но их вытеснили вертолеты, которые способны взлетать вертикально.
Этот необычный летательный аппарат очень похож на вертолет, но у него есть существенные особенности, которые принципиально отличают его от привычной винтокрылой машины. В отличие от вертолета летит автожир под действием набегающего потока воздуха. Лопасти крутятся сами по себе и создают подъемную силу. Для взлета ему нужен набегающий поток воздуха.
Для того, чтобы взлететь, пилоту автожира требуется разогнаться с помощью дополнительного винта, установленного сзади и разогнать ротор несущего винта до режима, в котором начинается авторотация. В дальнейшем привод винта отключается и он уже раскручивается набегающим потоком. Двигаться вперед заставляет двигатель пропеллера, расположенного сзади. Великолепной особенностью винтолета является его безопасность: если двигатель, которые перемещает его вперед во время полета выключится, он медленно приземлится, удерживаемый потоками воздуха.
Так что такое автожир или гирокоптер? Чисто технически, автожир занимает промежуточное положение между самолетом и вертолетом, или скорее гибрид одного и второго. «Автожир сочетает в себе все недостатки самолета и вертолета», но это, конечно же, старая авиационная шутка. Дело в том, что из всей летающей техники автожир самый безопасный вид. Аппарат представляет собой, собственно кабину пилота, одно- или двухместную, с двигателем, который приводит в действие тянущий или толкающий воздушный винт, для горизонтального передвижения. А функцию самолетного крыла, для создания подъемной силы, выполняют свободновращающиеся лопасти ротора. Вращение лопастей происходит под действием набегающего потока. Вращаясь в режиме авторотации (свободного вращения), и установленные с положительным углом от 0-6 градусов, лопасти ротора создают достаточную тягу для поддержания аппарата в воздухе и всех необходимых эволюций. Автожир не подвержен штопору, этому страшному «зверю», которого опасаются авиаторы на самолетах. Дело в том что, со снижением поступательной скорости, автожир просто начинает плавное снижение. Даже в случае отказа маршевого двигателя, гирокоптер способен совершить безопасную посадку, довольствуясь маленьким пятачком поверхности.
В последние годы гирокоптеры привлекают все больше внимания широкого круга любителей авиации. Их используют для туризма, патрулирования, выполнения сельхоз. работ, съемки видеороликов и фотосъемки. Благодаря минимальной поступательной скорости, гарантирует высокое качество фото и видеосъемки. Простота управления автожиром, позволяет обучить полетам на нем в минимально короткие сроки, и с минимальными затратами. Несомненным плюсом является и минимально необходимое место для хранения. Со сложенными лопастями несущего ротора, автожир может легко разместиться в обычном гараже.