Покупка машины в Японии
Прошло уже много времени с тех пор, как я разместил пост о получении прав в Японии. Пост был изложен с точки зрения человека никогда не имевшего российских прав. Но видимо процедура получения что у нас, что в Японии схожа, ну кроме пары небольших отличий. Помню, однажды кто-то писал про получение прав в Австралии - вот это на самом деле контраст. Вероятно покупка машины тоже практически ничем не отличается, но может кому будет интересно.
Покупка автомобиля стала для меня острым вопросом сразу же после получения водительского удостоверения. На момент покупки мне было известно два способа приобретения: аукцион или дилер. Автомобильных аукционов существует в Японии довольно много. Есть две крупнейших площадки в Токио и Кобе, но туда я решил даже не соваться. Меня больше привлекал интернет-аукцион «Yahoo!» (http://auctions.yahoo.co.jp/), так как уже доводилось им пользоваться - постоянно покупаю электронику там. Преимущество аукциона заключается прежде всего в цене - будет на порядок дешевле, но в то же время можно нарваться на машину с сомнительной историей и, в конечном итоге, получить автомобиль, который будет потом невозможно зарегистрировать. Проще говоря, с аукционов машины покупают в основном дилеры с целью дальнейшей перепродажи, естественно подкованные в этом деле люди. К тому же, осмотр автомобиля может представлять некоторые трудности. Например, если вы живёте в Осаке, то ехать в Токио на осмотр "немного" затратно. Если же сделка состоялась, вам привозят (иногда пригоняет сам хозяин) автомобиль и необходимые документы (акт передачи машины, доверенности и т. д.) Далее, регистрацию автомобиля вы делаете самостоятельно - в Японии это довольно проблематично и занимает некоторое время (что-то около 1-2 недель). Особенно если вы такой среднестатистический японец, не имеющий ни секунды свободного времени и день-ночь ставящий стахановские рекорды на работе, согласитесь, так не годится. Дилер же даёт кое-какую гарантию на автомобиль и берёт на себя процедуру регистрации. В конечном итоге, вы просто забираете автомобиль с номерами зарегистрированный на вас. Однако это не бесплатно, и многие магазины (но не все :)) сразу закладывают это в стоимость машины.
Как многим известно, Япония славится своими экономичными малолитражками (или кейкарами, яп. 軽自動車). Это такая маленькая машинка с объёмом двигателя около 600-700 куб. см. Тут конечно, японский автопром заваливает рынок неописуемым разнообразием оных, вот например такие машины могут быть: фургоном, грузовиком, джипом и даже купе! Можете представить себе какой-нибудь астон-мартин с движком в 600 кубиков или, вот, паджеро мини! Можно конечно думать, что это извращение какое-то, но японские реалии диктуют совсем другое. А именно - узкие дороги, ширины которых для одной машины мало, а надо как-то вдвоём разъехаться. Я после Японии ездил по Минску и был поражён, какие у нас широкие дороги! Другими словами, кейкар к своей экономичности имеет один большой плюс - это размеры. Но, когда эти машины выезжают на магистраль или едут под нагрузкой на подъёме (например с 3-мя пассажирами) - это просто насилие над двигателем. С другой стороны, стоит упомянуть о маленьких налогах и стоимости обслуживания. Вот например, транспортный налог (за год) составляет всего 10,800 йен. А вот уже на машины по-мощнее (объёмом до 1-го литра) от 29,500 йен. Сверх этого кейкар не требует подтверждения наличия у владельца парковочного места. Да-да, та самая круглая сине-белая наклейка слева на заднем стекле не обязательна на малолитражках.
(наклейка эта выдаётся ГАИ)
(именная печать; принт - моё имя латиницей)
Пару раз прокатившись на осмотры автомобилей с аукционов, я всё-таки решил особо не рисковать и смотреть машины по месту проживания у местных дилеров. В конечном итоге я купил машину у дилера. Так вот, для приобретения автомобиля требуется наличие именной печати (印鑑). Это что-то вроде нашей подписи, только уже юридически заверенная. Процедура регистрации проста до безобразия и проходит в местной мэрии, от вас требуется только документ, подтверждающий личность, и сама печать. Далее, при покупке от вас потребуют подтверждение наличия парковочного места. Согласно закону, стоянка (гараж и т. д.) должен находиться в радиусе 2-х километров от места жительства. В моём случае проще всего было заключить дополнительный контракт с арендодателем. Помню, за эту бумажку я заплатил около 3,000 йен. А месячная арендная плата составляет 5,400 йен, что по японским меркам является смешным. Конечный список необходимого для покупки у меня составил: карточка иностранца (在留カード), свидетельство о прописке (住民票), печать, сертификат подлинности печати (印鑑証明書) и подтверждение наличия паркоместа (保管場所証明書). В выборе автомобиля мне здорово помог сайт http://www.carsensor.net - тут представлены многие (если не все) предложения авто по стране с фото и характеристиками, можно также договариваться о просмотре интересующей машины. Я же прямо ездил по стоянкам и смотрел на месте. Цена вопроса варьируется, причём, как я упомянул выше, некоторые магазины не включают стоимость сопутствующих расходов в конечную цену, поэтому нужно всегда у этих ребят требовать конечный расчёт. Например, смотрел я Toyota Porte (идея с раздвижной дверью мне там понравилась) - на стенде цена была в районе 5 тыс. долларов, а насчитали они мне на все 7. В общем как и везде цена зависит от класса, степени убитости и пробега автомобиля. Степень убитости не разбирающемуся в авто человеку оценить трудно - под капотом все машины вылизаны так, что по виду не уступают новым. И практически все машины с пробегом до 100 тыс. км. Исключения составляют скайлайны, импрезы, лансеры и т. д. - эти встречаются и за 200 тыс. км. пробега. Машин на механике практически нет, всё представлено автоматами/вариаторами. Кстати сертификат государственного техосмотра (自動車検査証) не получается новым владельцем заново, а просто переписывается на его имя, также и обязательная страховка. Поэтому, чем больше остаток срока действия техосмотра, тем выше стоимость машины. Сертификат прохождения техосмотра выдаётся сроком на 2 года. Если новая машина с салона проходит первый техосмотр, то на 3 года. За 5 тыс. долларов можно взять нормальный вариант и техосмотром ещё на год вперёд или даже сразу на два - как повезёт. В таком ценовом диапазоне вариантов так много, что не знаешь куда смотреть. Я рассмотрел что-то около 20-25 машин, уже был готов купить Toyota Prius 2006 года с 90 тыс. км. пробега. Машина была в очень хорошем состоянии, но 6.6 тыс. долларов, да ещё переизбыток электроники в ней меня оттолкнуло. Ах да и техосмотра не было у неё. И меня не переставала посещать мысль о том, что 10 лет для ведущей батареи многовато, и если она выйдет из строя то экономичная Тойота Приус превратится просто в прожорливую Тойоту. В конце концов, я остановился на Honda Fit 2006 года с 70 тыс. км. пробега. Не знаю как, но я сразу понял что это моя машина, когда сел в неё. Хотя до этого смотрел/садился в другие фиты, но мне состояние салона не нравилось. Обошлась она мне в 4.5 тыс. долларов. Техосмотр оставался на 6 месяцев вперёд. Вот уже езжу на ней около полугода - ни на трассе, ни на узком горном серпантине - ни разу не подвела. Машина мне нравится, а это главное.
(на парковке перед домом; жёлто-зелёная наклейка на капоте - начинающий водитель, клеится спереди и сзади сроком на 1 год)
Техосмотр я уже прошёл, осталось только наклейки на лобовое стекло и сам сертификат забрать. Вот наверное и всё :) Спасибо за внимание! :)