Поговорим про ооп1
Говорят, чтобы разобраться в чем-то достаточно хорошо, нужно попробовать объяснить это другому. Поэтому я решил написать несколько постов о программировании и заодно узнать / понять какие-то важные штуки получше. В этой первой статье начнем говорить об объектно-ориентированном подходе в программировании. Примеры я буду писать на языке PHP. Но, надеюсь, общие концепции будут применимы для любого языка.
Мем из интернетов
Попробую вкратце описать суть разных подходов. Однако, надеюсь, что вы и так их представляете. Потому что, описать кратко да так, чтобы было понятно будет трудно.
Итак, говорят, что существует две основные парадигмы программирования. Часто одну называют функциональной, а вторую объектно-ориентированной. Однако в статье Яндекса к этому понятию подходят более широко.
Ну, нам теоретические нюансы не важны, будем считать, что сначала программы писали как последовательность команд. Компьютер эту последовательность выполнял и программист получал какой-то результат. Позднее программы стали больше и сложнее и в них появилось много повторяющихся операций, тогда программисты придумали использовать функции.
Функция - часть программы, оформленная для многократного использования.
Такие функции можно вызывать из любого места в основной программе и вызывать их множество раз. Таким образом, вместо 10 одинаковых команд в двух разных местах, мы можем вызвать одну и тужу функцию в двух местах программы и сэкономить время, силы и размер программы.
Еще позднее функций стало недостаточно и программисты придумали классы и объекты.
Класс - часть программы, которая может содержать внутри функции и переменные, оформленная для многократного использования в более сложных конструкциях.
Предположим, мы хотим создать программу, которая выведет строку "Hello, world!" несколько раз.
На PHP это будет выглядеть, например так:
Здесь три команды вывода текста на экран. Поэтому удобно использовать функцию:
<?php
echo 'Hello, world!';
echo 'Hello, world!';
echo 'Hello, world!';
?>
Если вдруг, мы захотим внести изменения в программу и выводить другой текст, или, например, добавить перевод строки после текста, нам придется изменить только одну функцию в одном месте. А вызов функции останется неизменным.
<?php
function hello(){
echo 'Hello, world!';
}
hello();
hello();
hello();
?>
Что на счет ООП?
Создадим класс Текст. Он будет печатать текст и хранить этот текст внутри себя.
<?php
class Text{
public $text = 'Hello, world!';
function printText()
{
echo $this->text;
}
}
$hello = new Text();
$hello->printText();
?>
Здесь у нас класс Текст. У него есть общедоступное свойство текст, которое равно "Hello, world" и метод, который выводит этот текст на экран. Из такого простого примера не очень понятна выгода классов по отношению к простым функциям. Однако такой класс имеет рад преимуществ.
Во-первых, логика создания такого класса, его свойства и методы будут описывать одну логическую единицу нашей большой программы. И когда мы захотим использовать эту часть программы, все нужные функции и все нужные переменные уже будут внутри класса.
Во-вторых, объекты такого класса можно создать несколько раз. И использовать в разных частях программы. Объекты эти будут одинаковыми, но они смогут обладать разными свойствами.
В-третьих, наследование, полиморфизм и паттерны программирования. Здесь скрыта магия ооп. Но раскрыть ее в одной статье будет, пожалуй, невозможно.
Попробую сделать вывод. Чтобы стать хорошим программистом, нужно уметь писать, понимать и проектировать ооп. Ооп оперирует классами и объектами. Класс - это объединение нескольких функций и переменных, относящихся к одной логической части программы, программной сущности. Объект - это экземпляр класса. Конкретная реализация класса с нужными свойствами.
В будущих статьях я попробую описать все основные моменты работы с ооп. Попробую разобраться в ни сам и объяснить заинтересованным. Так что, присоединяйтесь.
В заключении. Если мои странные объяснения показались или могут показаться вам полезными, присоединяйтесь на пикабу и на ютуб. Ссылка в профиле. Осторожно, видео на непонятном языке.
Лига программистов
1.6K постов11.6K подписчиков
Правила сообщества
- Будьте взаимовежливы, аргументируйте критику
- Приветствуются любые посты по тематике программирования
- Если ваш пост содержит ссылки на внешние ресурсы - он должен быть самодостаточным. Вариации на тему "далее читайте в моей телеге" будут удаляться из сообщества