Подводные лодки в Шестидневной войне.

Боевые действия военно-воздушных сил и сухопутных войск в ходе Арабо-Израильских войн в настоящее время освящены очень хорошо. К примеру, практически досконально известны все потери ВВС Израиля и их обстоятельства, в действия сухопутных войск описаны зачастую даже на уровне отдельных взводов. Гораздо менее известны действия военно-морских сил в арабо-израильских войнах и особенно действия подводных лодок.


“Днём рождения” подводных сил ВМС Израиля можно считать 12 сентября 1958 года, когда Израиль купил у Британии две старые средние подводные лодки класса S, которые строились ещё до Второй Мировой – “Спрингер” и “Сангвин”.


Данные подводные лодки, мягко говоря, не отвечали современным на тот момент требованиям, но чего то более лучшего Израиль на тот момент себе позволить не мог. Данные подлодки в британском флоте после окончания войны подверглись лишь минимальной модернизации, заключавшейся в установке Шноркеля и РЛС, неизменным осталось даже артиллерийское вооружение, после войны утратившее на подлодках всякую актуальность. "Спрингер” прибыла в Израиль и вошла в состав израильского флота 16 декабря 1959 года и получила название “Танин”, а бывшая “Сангвин” – 16 июня 1960 года и получила название “Рахав”.


При этом техническое состояние данных лодок было очень плохим, и к Шестидневной войне только “Танин” была в “ограниченно боеспособном” состоянии, а “Рахав” и вовсе уже не могла погружаться и использовалась… как патрульный корабль (!). Решение вполне в стиле вооружённых сил Израиля.

Подводные лодки в Шестидневной войне. Подводная лодка, Шестидневная война, Израиль, Египет, Длиннопост

Британская подводная лодка класса S. Подлодки данного типа стали первыми в ВМС Израиля.



Уже в 1960 годах Израиль задумался о расширении своего подводного флота и в 1964 году заказал у Британии 3 “крейсерские” подлодки класса “Tритон” (они же класса T) – “Тотем”, “Транчейн” и “Танпин”. Эти лодки были построены уже в ходе Второй Мировой. В отличии от подлодок класса S, эти три субмарины ещё в британском флоте успели пройти серьёзную модернизацию, которая сделала их отвечающими требованиям 50-х годов.


В ВМС Израиля “Транчейн” получила название “Дельфин”, “Танпин” – “Левиафан”, а “Тотем’ – “Дакар”. Однако, в связи с необходимостью проведения плановых ремонтов передача лодок Израилю затянулась и они не успели на войну. “Левиафан” прибыл в Израиль всего через день после окончания Шестидневной войны, “Дельфин” – только в начале 1968 года, а “Дакар” до Израиля так и не добрался. 9 января 1968 года лодка вышла из британского Портсмута и взяла курс в Израиль. 25 января “Дакар” осуществил очередной сеанс связи, но больше на связь не выходил.

Подводные лодки в Шестидневной войне. Подводная лодка, Шестидневная война, Израиль, Египет, Длиннопост

Подводная лодка ВМС Израиля «Дакар» незадолго до гибели.



В тоже время, подводный флот Египта, который к моменту Шестидневной войны был главным противником Израиля, “рос” куда быстрее Израильского и превосходил его качественно. В шестидесятых годах, Египет получил от Советского Союза пять подлодок проекта 633(класса “Ромео” по классификации НАТО) – бывшие советские “С-32”, “С-34”, “С-352”, “С-353” и “С-354’, а также 5 подлодок проекта 613 (класса “Виски” по классификации НАТО) – бывшие советские “С-182”, “С-184’, “C-226”,”С-227” и ”С-228”.


При этом если полученные Израилем подлодки были построены ещё до Второй Мировой или во время неё, то переданные Египту советские лодки строились уже в 1950 годах с учётом реалий начала Холодной войны и вполне отвечали современным на тот момент времени и обладали на тот момент весьма высокой эффективностью.

Подводные лодки в Шестидневной войне. Подводная лодка, Шестидневная война, Израиль, Египет, Длиннопост

Советская подводная лодка проекта 613. Самый массовый тип подводных лодок после Второй Мировой. — было построено 215 (!) подлодок данного типа за 6 лет. В 1960 широко поставлялись на экспорт странам-союзникам СССР.



Боеспособность двух египетских лодок к началу Шестидневной войны – бывших советских “С-182” и ”С-184” была низкой, и их перевели на Красное море. 23 мая 1967 года, группировка египетских ВМС на Красном море, куда вошли и эти субмарины приступила к блокированию залив Акаба. Акаба –это вытянутый залив протяжённостью около 175 километров в Северной части Красного моря, отделяющий Синайский полуостров от Аравийского.


В оконечности залива находится порт Эйлат (в Израиле данный залив называют Эйлатским), через который Израиль получал в тот момент большую часть нефти, которая в свою очередь поставлялась из Ирана. Однако попытка столь радикального “экономического воздействия” на Израиль возымела совершенно обратный результат – Израиль объявил, что будет “помехи, чинимые израильскому судоходству”, как акт войны, в 2 недели спустя нанёс сокрушительный удар по египетским и сирийским аэродромам, начав Шестидневную войну, которая обернулась катастрофическими последствиями для арабских стран.

Подводные лодки в Шестидневной войне. Подводная лодка, Шестидневная война, Израиль, Египет, Длиннопост

Карта залива Акаба. Его блокада египетскими ВМС стала одним из ключевых факторов начала Шестидневной войны.



5 июня 1967 года, в первый день Шестидневной войны, пока израильские самолёты уничтожали арабские ВВС на аэродромах и крушили вражеские сухопутные войска, к берегам Египта шла единственная, пусть и “ограниченно”, но боеспособная лодка “Танин”, под командованием лейтенант-коммандера Абрахама Дрора. В ночь с 5 на 6 июня она подкралась к входу в бухту Александрии и “выпустила” шестерых боевых пловцов из состава 13-й разведывательно-диверсионной флотилии. Что характерно на подходе к гавани лодка практически сразу же была обнаружена египетским эсминцем “Суэц” (бывший советский эсминец проекта 30-бис “Бурный”), однако египтяне так и не атаковали израильскую субмарину, решив что это… своя подлодка, из тех, которые были отправлены к побережью Израиля.


Целью подводных диверсантов были стоянки египетских подлодок и ракетных катеров – наиболее грозного оружия ВМС Египта. Однако операция не заладилась – подорвать удалось только плавучий док, нанеся ему повреждения и потопить старую баржу. Из-за сильного течения подводные бойцы потеряли ориентацию и на 3 часа опоздали на рандеву с ожидавшей их лодкой. Не дождавшись пловцов, “Танин” ушла без них, а сами пловцы попали в плен.


Утром 6 июня, “Танин” ещё надеялась на возвращение своих пловцов и продолжала оставаться у входа в бухту Александрии и обнаружила выходивший в дозор египетский фрегат “Эль Тарек”, бывший некогда британским шлюпом. “Танин” произвела два двухторпедных залпа неуправляемыми торпедами Mk-8 (британская торпеда Второй Мировой).


Однако для маленького и манёвренного шлюпа не составило труда уклониться от всех торпед. После атаки египетский “фрегат” сам перешёл в атаку и сбросил над подлодкой глубинные бомбы. “Танин” получила тяжёлые повреждения, но сумела уйти от преследования и к 9 июня едва “доползла” до Хайфы. Больше израильские подлодки участия в войне не принимали. В будущем, кстати, командир «Танина», Абрахам Дрор дослужится до командующего ВМС Израиля.



Египет также задействовал в войне свои подлодки, отправив 6 июня 3 из них к израильским берегам с целью атаки торговых судов. Две лодки были развёрнуты на позициях у Хайфы, одна у порта Ашдод. Однако целей для них не было – израильские суда после начала войны оставались в портах и не выходили в море. При этом египетские подводники действовали крайне неумело, впрочем как и большая часть их коллег из других родов войск. Командиры и офицеры подводных лодок не доверяя (!) современной навигационной и гидроакустической аппаратуре, имевшихся на их лодках, и что бы определить, где они находятся постоянно использовали перископы, и держа их поднятыми длительное время, что естественно, невероятно демаскировало лодки.


Уже утром израильское патрульное судно в районе Ашдода обнаружило перископ подводной лодки и сразу же сообщило об этом на другие корабли. Египетскую подлодку начали преследовать эсминцы “Эйлат” (через несколько дней он войдёт в историю, как первый корабль потопленный противокорабельными ракетами) и “Яффо”, а позднее и присоединившийся к ним сторожевик “Ноган” и бомбить её глубинными бомбами. Лодке удалось уйти, но по всей видимости она получила серьёзные повреждения – на поверхности осталось множество нефтепродуктов, видимо из повреждённых топливных цистерн.


На следующий день израильский фрегат “Хайфа’, как ни странно, у порта Хайфа обнаружил египетскую подлодку и атаковал её. Результаты были аналогичны предыдущему дню – египетская подлодка получила повреждения, но сумела уйти. Египет какие-либо повреждения своих подводных лодок отрицает.


Не добившись победы в реальных боевых действиях, тем не менее Египет уже в следующем году “записал на свой счёт” погибшую израильскую подлодку “Дакар”. Лодка числилась пропавшей без вести, но Египет очень долгое время утверждал, что  она потоплена патрульными катерами в его территориальных водах. В 1999 году специальная поисковая экспедиция нашла место гибели лодки – “Дакар” покоится на глубине около 2900 метров между Критом и Кипром. Точная причина гибели лодки так и не выяснена, но очевидно, что ВМФ Египта к её гибели никакого отношения не имеет.


Автор : War Zone Inc.