Подводное эхо войны

4 января 1942 года транспорт «Жан Жорес» (капитан Г. Н. Лебедев), осуществлявший воинские перевозки в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, подвергся атакам авиации противника и получил большие повреждения. Судно наскоро отремонтировали, не было восстановлено лишь рулевое управление. 14 января «Жан Жорес» вышел из Новороссийска в Феодосию. По приходе в Феодосию около 20 часов 15 января началась разгрузка, которая продолжалась в течение темного времени суток. Выгрузить успели лишь людей и часть техники и вооружения. Одновременно велась погрузка на борт раненых. Присутствие транспорта в порту противником обнаружено не было. С рассветом, около 5 часов 16 января, теплоход по приказу старшего морского начальника вышел далеко в море, чтобы отстояться до наступления сумерек. После полудня транспорт повернул обратно в расчете подойти к Феодосии в 21 час. Капитан Лебедев, учитывая большое количество мин, заставлявшее входить в порт узким протраленным фарватером, и плохую управляемость судна, уходя накануне, просил командование выслать навстречу ему буксир. Но при подходе к порту к транспорту подошел мотобот и с него передали, что буксира не будет, и следовать в порт предстоит самостоятельно, в кильватер мотоботу. Портовый маяк не горел. В 21 ч. 45 м. при входе в Феодосийский порт в районе мыса Ильи, несмотря на то, что на борту уже находился военный лоцман, «Жан Жорес» уклонился от курса, зашел в район, обозначенный на карте как запретный для плавания, и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма. Образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя. Были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. Судно погружалось с креном на правый борт и дифферентом на корму. Велись работы по заделке пробоин и откачке воды. После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии (противник в это время уже ворвался в городскую черту). Так как на восстановление плавучести было необходимо 5-6 часов, а судно уже начали освещать с берега прожекторами и обстреливать, было принято решение произвести затопление. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и сняты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены, раненых и часть команды снял подошедший катер «Кабардинец». Остальную часть команды и демонтированные приборы снял тральщик «Геленджик». После этого были открыты кингстоны, и «Жан Жорес» затонул в точке 45°02'N 35°23'E (точнее — 45°02.121'N 35°23.611'E). Глубина 15 метров. Возвышение над грунтом 8 метров. Погибло около 40 человек. Вместе с судном затонули 40 автомашин, 6 артиллерийских орудий и боезапас.

Трубы теплохода «Жан Жорес» долгое время выступали из воды, обозначая место затопления судна. В дальнейшем они были срезаны, а место затопления обозначено буем.

В послевоенное время судно неоднократно обследовалось как профессионалами, так и аквалангистами-любителями. Согласно описанию одного из крымских дайв-центров, судно хорошо сохранилось.

Подводное эхо войны Великая Отечественная война, Феодосия, Затонувшие корабли, Длиннопост

Осенью 2019 года МЧС начало операцию по эвакуации и утилизации взрывоопасных предметов с теплохода. За месяц работ с судна было поднято на поверхность и уничтожено всего 61103 взрывоопасных предмета. Среди боеприпасов были фугасные авиабомбы, детонаторы, артиллерийские снаряды, патроны и ручные гранаты.

Однако из официальных пресс-релизов остается неясным, полностью ли обезврежен затонувший теплоход.

Подводное эхо войны Великая Отечественная война, Феодосия, Затонувшие корабли, Длиннопост