Почтовые истории, выпуск 7 - участки, нормы, друзья
В почтовой работе существует множество всяких норм, больших и малых, локальных и федеральных. Так, норма поднятия тяжестей предписана трудовым кодексом и должна соблюдаться в зависимости от пола сотрудника. Для женщин - 7 кг за один проход. Почтальоны носили и по 20 кг в дни большой нагрузки. Гробят спины, ноги, сосуды и кости. В любую погоду, в жару и в мороз, сотрудник обязан доставлять почту. Моему разумению долго не было близко, отчего девочки-операторы мёрзнут в зале, ведь с меня пот тёк ручьём даже в -20С. Почтальоны заскакивали в отделение с улицы после прохода в клубах пара, буквально, напоминая собой паровозный локомотив. Нормируются и участки, при этом усредняется в первую очередь объём почты, а уже потом - длина прохода. Разумеется, эти параметры время от времени меняются. Построили новые дома, или перекроили участки для удобства (городская застройка не радует логикой и далека от идеальной, поэтому почтовые участки редко бывают удобно выстроены), или пенсионеры поумирали в одном доме, а в другом прибавилось, получилось "то пусто, то густо" - нужен нормировщик. Это специальный сотрудник, который приходит с почтамта, он "садится на хвоста" почтальону и фиксирует все движения: вымеряет участки, смотрит за нагрузкой, финансовой и физической. В итоге нередко выделяются новые участки, когда очевидно, что одному человеку не под силу обслуживать такую большую территорию. Во времена сдельщины мы частенько ходили по участку по два, а то и по три раза. Легко себе представить, что у некоторых деятелей на почтамте глаза лезли на лоб, когда они видели в ведомостях эти цифры, при этом они норовили оплату срезать: мол, не под силу человеку столько в день пройти, котолампа все эти ваши ведомости. Например, мой участок, 12,1 км, два раза - 24,2, а три - 36,3. Почти сорок километров в день! Не мудрено, что у людей, сидящих на стуле пять дней в неделю с 9 до 18 подобная статистика вызывала сомнения, а тут и время подошло делать контрольный замер. И вот настал день, когда нормировщица пришла. Её поставили на второй участок, к моей соседке Лене.
О, Лена! В твоём лице мне посчастливилось найти друга и соратника. Это человек с самой большой буквы Ч, не потому что хороший работник или не имеет недостатков, а исключительно по причине своей порядочности. В первый же день мы оказались за соседними столами и ещё не раз она посказывала мне всякого рода лайфхаки для работы. Газету сворачивай не в два, а в четыре раза, клади в ящик сгибом вниз - тогда никто не сможет достать её и украсть. Шабашку от пенсии клади отдельно, тогда при отчёте не запутаешься. После работы приляг, а ноги вверх подними, минимум на полчаса - так не будут болеть. Лена, я посылаю тебе самые тёплые лучи добра, ты настоящий друг и отличная коллега! Женщина прекрасная во всех смыслах, но между тем не лишённая толики коварства. Главная её черта - упорство. Этот человек способен добыть воду из камня, если захочет. Её участок, второй, был самым длинным - 12,2 км, при этом дурацким донельзя. Протяжённый по две стороны дороги в начале, он расширялся в конце; разбросанные дома, застройка которых не поддавалась никакой логике, в середине, скучившись, делали завиток, и невозможно было ходить по какой бы то ни было удобной схеме, без длинных холостых переходов или возвратов. Более дурацкая застройка была только на шестом участке, но он хотя бы был не таким длинным. Добавьте к этому дублирующиеся названия улиц и переулков - и то и другое имени одного деятеля, чтобы получить полное представление. Однажды мне приснился страшный сон: я в одиночку в густом тумане ношу почту по второму участку, ничего не успеваю и блужу по нему, блужу... И вот к Лене первым делом поставили нормировщицу. Та болтала весьма бодро, пока почтальон подбиралась на маршрут (а она это делала обстоятельно, несколько медленнее других), но очень быстро выдохлась на маршруте, потому что неспешно подобравшись, Лена включала первую почтовскую, в её исполнении равную 6-7 км/ч, и по участку буквально летела. Я помню, как моя коллега со смехом рассказывала: "Утомилась она быстро. Сначала замолчала, а ближе к середине началось: давайте построим, давайте посидим, ой, подождите, не бегите, я не успеваю". Нормировщица выдержала 1,5 круга, и хотя второй проход был помедленнее, на половине развернулась и пошла обратно в отделение. На третий проход она уже не вышла. На следующий день мы ждали нормировщика снова, но никто не пришёл. Пропало втуне моё предвкушение, как я буду водить по всем закоулкам своего участка неверующих почтамтских Фом. Тем не менее, проход в ведомостях нам срезать перестали - видимо, сотрудница доложила, что в этом отделении работают какие-то киборги, способные бегать по участку день и ночь.