Почему прогнозы на спад эпидемии COVID-19 не оправдались и когда все это закончится? Вопрос доктору Комаровскому и его ответ

— Здравствуйте, Доктор. Смотрю вас постоянно с начала истории с коронавирусом. Ваши прогнозы очень успокаивали и внушали надежду, что весь это кошмар быстро закончится, и мы все вернемся в нормальной жизни. Но вот уже прошло полгода, настала осень, спала жара, а значит, с холодами все усугубится еще больше. Так почему же ваши прогнозы не оправдались и когда все это таки закончится?


— Я лично был очень уверен, что все закончится к 1 мая, а если не повезет, то к 1 июня. Но все наши надежды на ультрафиолет, открытые пространства, не сработали.

Почему? Потому, что мы, и это глобально, переоценили возможности контактной передачи вируса (все эти санитайзеры, мытье рук) и недооценили влияние аэрозольной передачи, возможности вируса накапливаться в воздухе и оставаться в нем длительное время в условиях, когда нет адекватного воздухообмена в помещении.


Опять-таки, мы забыли о том, что приход жары вовсе не означает, что мы все сидим на улице под солнцем. Наоборот: это означает, что все сидят по домам и включили кондиционеры. А кондиционер гоняет по кругу один и тот же воздух, не обеззараживая его, и огромное количество людей далеко не всегда своевременно чистят эти кондиционеры.

Поэтому прогнозировать что-то очень сложно. Я не верю, и никто уже не верит, что карантинные ограничительные мероприятия способны сколько-нибудь принципиально что-либо изменить.


Там, где все прекрасно, как только ослабевают ограничения — то есть когда страна открывается — вирус стремительно возвращается. Можно действительно неплохо справиться с вирусом на Кипре или в Новой Зеландии, но замечательно будет до тех пор, пока страна закрыта миру. Как только открылась — обязательно начнется подъем заболеваемости. И это будет продолжаться до тех пор, пока более 60% населения, а может быть и более 80%, выработают антитела.


С учетом того, насколько активно распространяется вирус сейчас и сколько стран, по большому счету, «послали» жесткие ограничения (не все, как Израиль, имеют возможность закрутить все гайки и в таких условиях выжить, ведь для многих стран карантин — это экономическая гибель государства), и в этих условиях ежедневно заболевают десятки тысяч людей, процесс выработки коллективного иммунитета будет нарастать очень стремительно.


Серьезный подъем заболеваемости будет, по крайней мере, в наших краях, после начала отопительного сезона. Как только мы закроемся в помещениях, прекратим проветривать и станем обогреваться, тут же упадет влажность воздуха, вирус будет сутками сохраняться в этом воздухе, и будет болеть большее количество людей. Ну а чем большее количество людей будет болеть, тем быстрее я смогу ответить на вопрос — «когда все это закончится?».


Ответ пока такой: либо когда более 60% людей переболеют, либо когда мы получим недорогую безопасную вакцину. Ключевое слово здесь «недорогая». А сколько доз вакцины понадобится? Как быстро мы получим доступ к ней или хотя бы сможем защитить группы риска?


По моим расчетам, если будет эффективная вакцина, то это все закончится к концу 2022 года. А если не будет, то, скорее всего, тоже закончится к концу 2022 года. К этому времени у нас будет факт коллективного иммунитета, а коронавирус станет тем заболеванием, к которому мы будет относиться точно так же, как к гриппу. Он будет к нам приходить, вызывать локальные вспышки, косить свою жатву из жертв. Скорее всего, именно так и произойдет.


Источник