Почему перепроизводство приводит к инфляции, схематично

Вы построили завод и производите Хреновину.

Деньги вложены, люди наняты.

Хреновины становится всё больше, а люди уже закупились, и потребность в вашем товаре падает.

Снижение цены решает проблему только частично. Если Хреновина сама по себе не нужна, то хоть в три раза снижай цены.

Поэтому вы создаете потребность в Хреновине. Способов много (реклама, снижение срока использования, производство новых сортов Хреновины), но это дополнительные расходы. Которые вкладываются в цену товара.

Часть Хреновины вы всё равно не можете продать, но вы уже произвели расходы на её производство. Поэтому включаете стоимость непроданного в цену того, что продано.

Поскольку перепроизводство везде и у всех, то и цены растут везде. Поэтому повышение стоимости вашего товара не лишает вас конкурентоспособности. С другой стороны, из-за перепроизводства растет и обеспечение покупателей: в домах кучи разных вещей, зарплаты медленно, но растут. Поэтому люди хоть и недовольны ростом цен, но продолжают активно покупать. Факторов много: он необходимости до привычки и нежелания быть не как все.

Статистика показывает, что продажи есть, люди активны, поэтому другие предприниматели тоже строят завод и начинают производить свои хреновины. Перепроизводство усугубляется.

= = = =

Пример проще: парикмахерские.

Как это было раньше: небольшой зал, кресла плотно друг к другу, люди идут потоком, сидят в очереди. Одна парикмахерская на условный квартал.

Проходит время, и парикмахерских становится значительно больше. Ценовая конкуренция уже не приносит результатов, потому что ни скорость роста волос, ни количество голов на одном туловище не увеличивается.

Парикмахер использует неценовые методы конкуренции. Называет себя салонам, продает доп.услуги. Но во-первых всё это требует расходов, которые опять включаются в цену. Во-вторых так начинают делать и другие парикмахеры. А голов и рук у человеков по-прежнему не становится больше. Конечно, человеки теперь приходят не только на простую стрижку, но и на укладку, маникюр и попиздеть, но таких парикмахерских уже десяток на квартал, и каждый вложился в рекламу, оборудование и налоги. Очередей уже нет, мастер полдня может заниматься ускоренной релокацией мужских половых органов, а постоянные расходы раскидываются на трех с половиной посетителей.

= = = =

Конечно, есть вариант просто закрыть завод или парикмахерскую, если объективного спроса на них нет. Но деньги вложены, кредиты взяты, люди наняты. Закрытие или сокращение бизнесов запустит цепную реакцию: люди уволены, значит у них нет зарплаты, и они не смогут купить Хреновину у уцелевшего завода. Банкрот не вернул кредит, банк не получил свою прибыль и не смог выдать новый кредит. Банк-то конечно свою проблему решит, например страхованием кредитов, но эти расходы опять будут заложены в цену товара.

= = = =

Идея плановой экономики появилась не пустом месте, если совсем коротко.