12

Почему MH370 так и не нашли

Почему MH370 так и не нашли

На днях министр транспорта Австралии Даррен Честер заявил, что пропавший с радаров почти три года назад самолет MH370 «Малайзийских авиалиний» искать больше не будут. Почему самая долгая и дорогая в истории поисковая операция, на которую Австралия, Малайзия и Китай потратили в общей сложности 200 млн долларов, не дала никаких результатов, разбиралась газета The Guardian.


На прошедшей в среду пресс-конференции Честер подчеркнул, что Австралийская служба транспортной безопасности (ATSB) с самого начала поисков располагала весьма ограниченными данными о том, что происходило с самолетом. Однако независимые пилоты, авиаэксперты, ученые и инженеры из нескольких стран, объединившиеся в исследовательскую Независимую группу (Independent Group), считают, что даже с имеющейся на руках информацией ATSB допустила несколько критических ошибок.


Первая из них в том, что служба не выяснила, когда же борт незапланированно повернул на юг. В 02:22 ночи по малайзийскому времени 8 марта 2014 года военный радар засек MH370 к северу от Малаккского пролива. После этого самолет пропал, и до 03:41 о нем не было никаких данных. Без девятнадцати минут четыре спутник зафиксировал, что рейс в какой-то момент поменял направление и стал двигаться южнее. При этом в 02:39 и 02:40 диспетчер в Малайзии пытался связаться с экипажем, но борт не отвечал.


«ATSB считает, что как раз в 02:39 самолет и повернул, но ведь это могло произойти гораздо позже, а значит, упасть он мог совершенно в другом месте», — считает член Независимой группы, авиаинженер из Франкфурта Ричард Годфри. По его мнению и исходя из данных, имеющихся в распоряжении Независимой группы, в 02:39 MH370 снижался над индийской военной базой в районе Никобарских островов, а повернуть мог гораздо позже — в 03:36. Если так и если он действительно рухнул в море, выработав топливо, что является основной причиной катастрофы, то лежит он на 870 км севернее отработанного ареала поиска. В июне 2014 года представители Австралии, Малайзии и Китая признавали, что никаких фактов, которые бы хоть как-то доказывали разворот самолета в 02:39, у них нет.


В апреле 2015-го, когда было обследовано лишь 40% первоначально планируемой территории поиска (60 тысяч квадратных метров), ареал расширили до 120 тысяч кв. км в сторону австралийских берегов. Восемь поисковых судов изучали океан на глубине до 6 метров в условиях 20-метровых волн. Тогда главный комиссар ATSB Грег Худ заявлял: «У нас были самые суровые условия во всем мировом океане». Вся эта площадь была вытянута дугой, соединенной на карте по семи точкам, где самолет смог засечь спутник Inmarsat. Официальные поисковики двигались вширь по обе стороны от нее, и Годфри считает это ошибкой: надо было не расширять, а удлинять дугу на север. ATSB исходила из версии, что полет до самого конца был контролируемым: крушение произошло тогда, когда топливо закончилось, и самолет плавно спланировал в воду. Но Годфри указывает на данные того же спутника, который фиксировал резкое снижение, практически пике. Уже когда начались официальные поиски, на берега Индии и восточное побережье Африки вынесло обломки, предположительно, принадлежавшие пропавшему самолету. Но, как говорит Независимая группа, это никак не заставило задуматься ответственных за поиск.


В июле 2016 года на трехсторонней встрече страны-участники поисковой операции еще раз подчеркнули, что не будут расширять зону поиска, если не появится какая-то существенная информация для этого. Особенно решительно выступали тот же Даррен Честер и его малайзийский коллега, что смутило даже родственников пропавших без вести.


«Возникло странное впечатление, что либо Малайзия не допущена до поисков, либо стремится их свернуть», — говорит Кей Си Нарендран, жена которого была на борту пропавшего самолета. Он был свидетелем трехсторонних переговоров. И он не единственный, кто упрекает страну-владельца борта в необъяснимом поведении, — Независимая группа тоже указывала на то, что данные расследования Малайзия старательно засекречивает. В руки экспертов группы попал тысячестраничный отчет официального расследования, который, по их словам, противоречит сам себе и изобилует ошибками.


Малайзийское же правительство отвечало на все претензии, что каждое решение о поиске странами принимается сообща и любые улики также изучаются совместными усилиями.


Еще один предмет спора между экспертами и ATSB — домашний авиасимулятор, который был в апартаментах капитана MH370 Захари. За месяц до исчезновения пилот смоделировал на нем ситуацию падения в южной части Индийского океана. Эти данные не были официально приняты во внимание, так как власти посчитали недоказанным то, что за симулятором сидел Захари, и то, что эта игра как-то могла быть связана с его реальными намерениями. Годфри полагает, что летчик мог совершить таким образом суицид. «Малайзийские авиалинии» отказались предоставлять летные журналы, медицинские сведения об экипаже и другие данные, которые могли бы пролить свет на психическое состояние командира.

Раскол был и в самой Независимой группе. Журналист по фамилии Уайз два года доказывал, что борт сел в Казахстане, захваченный по распоряжению Владимира Путина. В марте 2015 года Уайза из группы выгнали «за злоупотребление доверием команды».


Источник: http://openreporter.ru/news/u-nih/pochemu-mh370-tak-i-ne-nas...