Почему, как и зачем все страдают от легковых автомобилей
Массовый легковой автотранспорт существенно затрудняет пешеход-
ное передвижение по городу:
1) удлинняет пути: надо пересекать более широкие улицы, обходить
автостоянки, гаражи и т. п.;
2) загрязнением воздуха делает пешее передвижение менее благопри-
ятным (а то и вовсе не благоприятным) для здоровья;
3) создаёт шум, вредно действующий на человеческий организм;
4) увеличивает опасность для жизни пешеходов.
То есть, массовая автомобилизация не сохраняет условия для
пешеходов, а существенно ухудшает их.
Массовая автомобилизация также ухудшает условия для использова-
ния наземного (самого дешёвого!) общественного транспорта:
1) удлинняет ему пути;
2) замедляет его движение;
3) усложняет управление им;
4) увеличивает вероятность катастроф.
Автомобильщики тоже страдают от автомобилей, причём много и
разнообразно:
1) как плательщики -- за автомобили, за ремонт автомобилей, за
обучение вождению, за пользование дорогами, за автостоянки,
за техосмотры, за нарушения правил и т. п.;
2) как владельцы имущества, требующего внимания и регулярно
нагружающего проблемами;
3) как люди, вынужденные дополнительно выполнять работу водите-
лей: сложную, рискованную, требующую усиленного внимания и
регулярной практики;
4) как люди, вынужденные проводить дополнительное время сидя, то
есть, наживать геморрой, простатит, лишний вес, сердечные
болезни;
5) как пешеходы, когда бывают всё-таки вынуждены передвигаться
пешком;
6) как пользователи общественного транспорта, когда бывают
всё-таки вынуждены пользоваться им;
7) как обитатели городов с нечистым воздухом и шумными улицами;
8) как обитатели планеты, на которой загрязняется и разрушается
биосфера, меняется климат, истощаются природные ресурсы;
9) как жертвы автокатастроф;
10) как объекты неприязни антиавтомобильщиков: защитников собст-
венной жизни и собственного здоровья, а также жизни и здо-
ровья своих детей, а ещё биосферы и страны.
Первопричина гиперавтомобилизированности -- в недостаточной ин-
теллектуальности основной массы людей. С одной стороны, предпри-
нимателям всё равно, что "впаривать" клиентам, лишь бы те [не
плакали] платили деньги. С другой стороны, клиенты...
- стадны;
- манипулируемы, легко "клюют" на рекламу;
- остро нуждаются в знаках жизненного успеха;
- ленивы;
- недальновидны.
(В принципе можно, исходя из указанных обстоятельств, перевести
общество на другие рельсы, не сильно интеллектуализируя его: под-
сунуть ему вместо автомобилей какие-нибудь менее вредные, путь и
дорогие изделия. К примеру, семейные компактные реконфигурируемые
многоуровневые садики с частью съедобными растениями или супер-
костюмы со всякими всторенными удобствами и повышенными защитными
свойствами. В крайнем случае -- "навороченные" велосипеды. Но по-
вальная интеллектуализация представляется более надёжным вариан-
том.
По правде говоря, альтернативу автомобилю как предмету культа
найти трудно. Потому что автомобиль...
- заметен на публике (но ей в основном нет до вас дела);
- обеспечивает некоторую изоляцию, броню и возможность быстро
и самостоятельно приехать-уехать (если не сломается, не
попадёт в пробку или под какой-нибудь бензовоз);
- возможность иметь при себе много имущества в процессе пере-
движения (если не обворуют, не ограбят, не сожгут, не разо-
бьют, не угонят);
- независимость от расписаний и маршрутов общественного транс-
порта (зато морока с автостоянками).
Заметим, что при спокойной налаженной жизни на одном месте всё
это не нужно.
Человек, привыкший к пользованию личным автомобилем, наверное,
чувствует себя без него на улице, как рак-отшельник без раковины:
полуголым, уязвимым, беспомощным, жалким и смешным.)
Власти не борются радикально с абсурдной и губительной гиперав-
томобилизированностью современных стран всего лишь по двум, но
очень веским причинам:
1) они представлены не особо правильными в моральном отношении и
не особо умными людьми: не способными мыслить глобально, ради-
кально, стратегично, показывать пример умеренности и рисковать
своим положением ради общего блага;
2) они не имеют запаса прочности, достаточного для того, чтобы
идти наперекор текущим интересам предпринимателей и массовым
влечениям трудящихся, пусть и для общей дальней пользы.