Почему «Человек в высоком замке» — лучший сериал о войне

«Человека в высоком замке» хочется обсуждать не как сериал, т.к. с художественной точки зрения он вполне себе средненький, а как пропагандистское явление. По ударной силе это, наверное, один из самых мощных образцов антинацистской агитации, созданных после войны. Круче только музеи на месте бывших конлагерей — визит на фабрики смерти и в пыточные подвалы заставляет усиленно работать волосяные луковицы даже самых отъявленных бритоголовых.


Но всех на свете через Дахау не проведёшь (хотя некоторые так и напрашиваются), так что телесериал в смысле массовости охвата — формат куда более выигрышный.


Удивительно, что не проходит и года, как не появляется новый фильм или сериал про Вторую мировую, где с разных сторон показывается, как били немцев — у нас это уже превратилось во что-то вроде национальной идеи. Работает это так себе порой — трудно иногда не болеть за обаятельных наци вроде Ганса Ланды или даже Мюллера. Пока это кино о войне — легко можно себя поймать болеющим за любую сторону — хоть наших, хоть не наших.


Оказалось, заходить надо было с другого конца: и просто показать, что было бы с миром, в котором победил Гитлер. Не как в «Фатерлянде», с уцелевшими США, а полностью и безоговорочно, разделив мир с Японией. Довольно скупо нарисованная картина в «Человеке в высоком замке» выглядит всё же достаточно ужасной, чтобы не реже, чем раз в серию мысленно думать: «Какое же всё-таки замечательное чудо, что немцы тогда проиграли». Был бы верующим — перекрестился бы.


Ни один военный фильм — ни советский, ни американский, ни тем более русский, такого сильного эффекта на меня не производил. Это тем более забавно, что войны как таковой там нет — его события происходят 20 лет после войны спустя.


«Человека в высоком замке» стоит проходить в школах. А ещё лучше — снять ещё что-нибудь на эту тему, можно бы даже помасштабнее и подороже. Где там телефон Министерства культуры? У меня есть идея.

текст https://vk.com/kinaoborot