Почему административные расходы благотворительных организаций мешают сбору средств от населения?

Почему административные расходы благотворительных организаций мешают сбору средств от населения? Экономика, Деньги, Благотворительность, Благотворительные фонды, Наука, Длиннопост

Ожидая своей очереди на заправке, я наткнулся на буклет о благотворительном фонде. Организация помогает детям с тяжелыми болезнями пройти полный курс лечения и реабилитации.

Мне в глаза сразу бросилось, что больше половины бюджета за 2022 год ушло на административные расходы и оплату труда специалистов. Ну, все ясно, подумал я, везде коррупция и обман. Наверняка "попилили" большую часть средств. Расстроенный, я отложил буклет.

Я снова вспомнил об этом эпизоде, когда изучал статью Uri Gneezy о феномене под название "Overhead Aversion" в благотворительной работе. Термин условно можно перевести как "избегание административных расходов".

Следующий пример помогает лучше понять сущность этого явления.

На конференции прошлым вечером Вас покорила речь харизматичного руководителя известного благотворительного фонда. Он долго и эмоционально рассуждал о социальной ответственности и необходимости каждого члена общества внести свой вклад в лучшее будущее.

Фонд помогает детям из неблагополучных семей, и Вы твердо решаете оказать им поддержку. На следующий день в порыве щедрости Вы переводите 80 000 рублей на счет организации. Достаточно существенная для Вас сумма, но доброе дело того стоит. С хорошим настроением и чувством выполненного долга Вы направляетесь на свой рейс.

В самолете, проходя мимо бизнес класса, Вы замечаете вчерашнего спикера, который с комфортом расположился на удобном сиденье. Протискиваясь в узком проходе, Вы наконец добираетесь до своего места в экономе.

Может возникнуть ощущение, что все Ваше щедрое пожертвование ушло на оплату "места повышенной комфортности" для руководителя фонда. Умом Вы будете понимать, что это не обязательно так, но эмоционально Вам это не сильно поможет.

Экономическая эффективность благотворительной организации

Почему административные расходы благотворительных организаций мешают сбору средств от населения? Экономика, Деньги, Благотворительность, Благотворительные фонды, Наука, Длиннопост

С рациональной точки зрения люди должны больше заботиться об экономической эффективности их пожертвований, а не об административных расходах благотворительной организации. К сожалению, у нас недостаточно сил и средств, чтобы оценить эффективность своих взносов, поэтому мы делаем выводы об организации на основании суммы ее административных расходов.

В 2013 году на конференции TED Дэн Паллотта предположил, что оценка благотворительных фондов с точки зрения экономической эффективности вредит развитию социальной деятельности. Высокие "административные расходы" у благотворительной организации могут говорить о том, что она ставит более амбициозные цели: привлекает высокооплачиваемых специалистов, вкладывается в рекламу, улучшает инфраструктуру. Аналогичная ситуация в коммерческой сфере не вызывает ни у кого вопросов, но не в благотворительности.

Дискриминация особенно сильна в кадровой сфере. Зарабатывать миллионы на руководящей должности в банке или крупной нефтегазовой компании считается нормой, аналогичная зарплата у директора благотворительного фонда, который борется с раком, - абсолютно неприемлема.

В итоге, в благотворительности остаются только люди, работающие за идею. Остальные специалисты отдают предпочтение коммерческому сектору, потому что не могут получить адекватную оплату за свой труд.

Квалифицированные кадры могут существенно увеличить эффективность благотворительной деятельности. Опытный генеральный директор, который грамотно организует бизнес-процессы, принесет организации больше пользы, чем 100 волонтеров, которые ничего не смыслят в менеджменте.

Возвращаясь к примеру с буклетом на заправке... Я понятия не имею, какой инфраструктурный аппарат необходимо создать, чтобы помощь детям была более эффективна, поэтому не могу судить об эффективности расходования средств в графе "административные расходы".

Люди хотят непосредственно влиять на ситуацию

Человек, который жертвует деньги, хочет, чтобы они оказывали прямое влияние на дело, которое он поддерживает. Это подтверждается исследованием ВЦИОМ в 2022 году. 57% Россиян выделяют желание почувствовать возможность влиять на ситуацию в качестве основного мотива благотворительной деятельности.

Я хочу помогать детям, а не оплачивать покупку билетов повышенной комфортности для представителя организации. Первый вариант увеличивает мою самооценку, второй заставляет сомневаться в эффективности благотворительной организации или ее коррумпированности. Выбор очевиден.

Представим, что я точно знаю, что мои 80 тысяч ушли на помощь детям. Как измениться моя реакция на директора в бизнес классе?

Uri Gneezy провел интересный эксперимент, в котором участвовали 40 тысяч американских благотворителей, их разделили несколько групп. Всем сообщили, что фонд собирает деньги на реализацию новой программы стоимостью 20 тысяч долларов, но для каждой группы ввели дополнительные установки:

  1. Первая группа. Никакой дополнительной информации;

  2. Вторая группа. Участникам сообщили, что фонд уже получил $10 000 на проект от частного донора;

  3. Третья группа. Участникам сообщили, что фонд уже получил $10 000 на проект от частного донора, и эта сумма покроет все административные расходы, все деньги участников сразу пойдут на реализацию проекта

Результаты исследования представлены на диаграмме

Почему административные расходы благотворительных организаций мешают сбору средств от населения? Экономика, Деньги, Благотворительность, Благотворительные фонды, Наука, Длиннопост

По материалам исследования Gneezy, Keenan, & Gneezy (2014) and Gneezy (2023)

Просто сообщив людям, что их деньги не станут использовать для административных нужд, можно увеличить сбор средств более, чем в два раза.

А что в России?

В законодательстве закреплена норма в 20% от всего бюджета за год. Именно столько благотворительная организация может тратить на административные расходы.

По результатам исследований, проводимых tochno.st 10% респондентов считают, что в благотворительных организациях вообще не должно быть зарплат и только 20% согласны, что зарплаты могут выплачиваться из пожертвований обычных людей.

Подавляющее большинство, опрошенных считают (57,2% в 2017 году), что административных расходы должны должны оплачиваться государством, бизнесом и/или богатыми людьми, что подтверждает результаты исследования Uri Gneezy.

Несмотря на это, тенденция на оплату административных расходов положительная (17 рублей из условных 100 рублей в 2020 году против 12 рублей в 2017). Кроме того, есть 18%, которые оставляют выбор полностью на усмотрение организации.

В 2022 году Россия существенно поднялась в мировом индексе благотворительности (30 с 67 места по сравнению с предшествующим годом), изучение проблемы с административными расходами сможет еще больше улучшить этот тренд.

Принцип водяного колеса

Почему административные расходы благотворительных организаций мешают сбору средств от населения? Экономика, Деньги, Благотворительность, Благотворительные фонды, Наука, Длиннопост

Решением проблемы может выступать модель работы организации "charity: water", которая использует принцип водяного колеса. "Вода" собирает пожертвования, которые полностью идут на благотворительность, а "колесо" - средства на оплату административных расходов.

Uri Gneezy предлагает благотворителям сосредоточиться на том, чтобы административные расходы оплачивались из кармана крупных меценатов. Это согласуется с общественным мнением и позволит увеличить эффективность сбора денег непосредственно на помощь нуждающимся.

Представим, что Вы общаетесь с крупным бизнесменом, который готов пожертвовать 35 миллионов Вашей благотворительной организации. Вы можете использовать эти деньги на постройку новой больницы с современным оборудованием, или убедить его оплатить административные расходы, связанные с проведением компании по сбору средств от частных лиц. Тогда все пожертвования, полученные от людей, пойдут на строительство больницы и у нас получится привлечь гораздо больше благотворителей.

Некоммерческий сектор наиболее эффективен в оказании социальных услуг. Например, в Нидерландах 17% ВВП создается некоммерческим сектором, государство просто собирает налоги и отдает денежные средства в аутсорсинг.

Экономические стимулы трех групп, которые участвовали в исследовании, были совершенно одинаковы. Тем не менее, люди, которые считали, что их средства полностью пойдут на помощь нуждающимся жертвовали больше. Скорее всего дело в чувстве личной причастности, которая эмоционально окрашивает "целевые" пожертвования.

Благотворительные организации должны вовлекать население в свою деятельность, помогая каждому человеку почувствовать, что его вклад действительно важен и меняет ситуацию к лучшему.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграме