Первое знакомство с Ил-18

Самолет Ил-18 перед полетом.

Первое знакомство с Ил-18 Ил-18, Самолетостроение, История, Длиннопост

20 апреля 1959 года состоялся первый рейсовый полет легендарного самолета Ил-18


Ил-18 в 1960–1970-е был самым массовым самолетом советской гражданской авиации. На его счету множество рекордов, в том числе по дальности и высоте полета, топливной экономичности. Он стал первым советским самолетом, изначально спроектированным как гражданская машина. Ил-18 стал первым пассажирским лайнером, который в декабре 1961 года совершил перелет из Москвы в Антарктиду.


В апреле 1945 года, когда подходила к концу Великая Отечественная война, ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина начало работу над новым пассажирским самолетом Ил-18. Он создавался как высотный лайнер с поршневыми двигателями, который мог работать на дальних (до 5000 км) рейсах. Предполагалось, что самолет, рассчитанный на 60–65 пассажиров, будет летать на высоте до семи с половиной километров со скоростью 450 км/час. Прототип был разработан и отправился в первый испытательный полет 17 августа 1946 года. Но из-за того, что разработчикам не удалось получить для своей машины необходимые моторы, испытания не удалось довести до конца, и в начале 1950-х работы над этим самолетом были прекращены.


Вскоре появились новые газотурбинные двигатели (имевшие две версии: турбовинтовые и турбореактивные). Применение таких двигателей позволяло увеличить скорость и высоту, повысить надежность и безопасность полета, брать на борт больше пассажиров. Поэтому у Ильюшина возникла идея создать такой экономичный лайнер, стоимость полета на котором была бы не больше цены проезда в железнодорожном купе. В 1956 году начались работы по созданию самолета.


Уже в следующем году был изготовлен рабочий экземпляр: 4 июля 1957 года новый самолет впервые отправился в испытательный полет. Разработка «нового» Ил-18 завершилась так быстро, потому что авиаконструкторы использовали достижения и наработки, полученные в ходе работы над «первым» Ил-18 со старыми поршневыми двигателями.


Круглый в сечении фюзеляж лайнера делился плоскостью пола две части. В верхней находились кабина экипажа, пассажирский салон, бытовые и санитарные помещения, в нижней располагались багажные и грузовые отделения.


С учетом своего предназначения для дальних перелетов Ил-18 обеспечивал хорошие условия для пассажиров. В самолете была использована система кондиционирования воздуха, которая поддерживала комфортную температуру в салоне — около 200С. Были применены решения, сейчас уже ставшие вполне привычными, но в 1950-е считавшиеся новаторскими. Так, каждый пассажир получил отдельную вентиляцию и индивидуальную лампочку, кресла имели откидывающиеся спинки со съемными столиками. В самолете был предусмотрен буфет, удобные туалетные комнаты.


Большое внимание при разработке Ил-18 уделялось надежности и безопасности полетов. Лайнер мог нормально летать при отказе одного или двух двигателей. Ил-18 отличала передовая противопожарная система, повышенная прочность многих агрегатов, наличие радиолокатора, сообщающего о препятствиях: горах, высоких зданиях, встречных самолетах, атмосферных фронтах. Навигационные системы позволяли выполнять полет и сажать самолет при недостаточной видимости, в плохую погоду.


Ил-18 не требовал длинной взлетно-посадочной полосы, его шасси позволяли садиться даже на грунтовую поверхность.


20 апреля 1959 года лайнер первый раз вышел в рейс на маршрутах из Москвы в Адлер и Алма-Ату. Крейсерская скорость лайнера составляла 625 км/ч (максимальная — 685 км/ч), потолок высоты — 10 000 м, дальность полета с полной загрузкой — 4300 км. Если опытный образец Ил-18 был рассчитан на 75 пассажиров, то следующая, серийная модификация — Ил-18А — вмещала уже 89 человек. В середине 1960-х конструкторы разработали Ил-18Е, на борту которого могли разместиться 120 пассажиров. Последняя пассажирская версия — Ил18Д — отличалась усовершенствованными двигателями и дополнительными топливными баками, благодаря которым была увеличена дальность полета.


Самолет оказался настолько удачным и востребованным, что в 1960 году за его создание С.В. Ильюшин и его коллеги были отмечены высокой наградой — Ленинской премией.


Кроме пассажирских самолетов, были созданы специальные модификации Ил-18: противолодочный самолет Ил-38, самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20, самолет для ледовой разведки Ил-24 и даже летающий командный пункт Ил-22.


До середины 1970-х Ил-18 был самым массовым дальне- и среднемагистральным самолетом в СССР. Всего построили 719 таких самолетов, из них 564 пассажирских. В большом количестве Ил-18 поступал на экспорт, использовался авиакомпаниями Польши, Румынии, Венгрии, Восточной Германии, Кубы, некоторых африканских стран, за рубеж было поставлено свыше 100 самолетов.


Лайнерам Ил-18 ставили памятники, списанные машины использовали как детские кафе и кинотеатры.


В России пассажироперевозки на Ил-18 были прекращены только в 2002 году.