Первая женщина в рядах Передвижников
Ну, по заголовку уже все понятно - я вам сегодня хочу немножко рассказать про одну из двух первых художниц, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок, Эмилию Яковлевну Шанкс (одновременно с ней приняли Антонину Леонардовну Ржевскую).
Это было уже второе поколение передвижников, и вокруг их принятия велись ожесточенные споры. Но не из-за того, что они женщины, а из-за того, что уже совсем взрослые мастера первой волны, например, Григорий Григорьевич Мясоедов, были решительно против новых западных веяний в искусстве товарищества.
Ну, и правда, по духу картины Шанкс напоминают то ли палитрой, то ли настроением французскую импрессионистку Берту Моризо, родившуюся на 16 лет раньше Эмилии Шанкс.
И даже если не Моризо лично, то все равно в ее работах отчетливо видно влияние импрессионизма, а иногда даже и Уистлера.
Тем не менее, большинство оказалось на стороне молодых мастеров - у Передвижников все решалось голосованиями.
Вот, смотрите:
В цветах, портрет дочери Поленова, 1890-1900 год
Эмилия Шанкс была художницей британско-русской, потому что родители ее были английскими предпринимателями, перебравшимися в Москву. Тут они держали один из самых модных и дорогих магазинов ювелирных украшений города прямо на Кузнецком мосту.
В доме Шанксов в чести было изучение искусств и всех детей, которых было аж восемь человек, учили живописи и музыке на дому. В результате двое из них - Эмилия и ее младшая сестра Мария, стали профессиональными художницами.
Кстати, Мария прославилась как иллюстратор, специализировавшийся на картинках к романам Льва Толстого, а потом оказалось, что и старшая сестра Эмилии Луиза тоже фанатка Толстого и она вместе с мужем сделала лучшие (ну, для своего времени, сейчас не знаю как там оно) переводы романов Льва Николаевича на английский. Сестры дружили со старшей дочерью Толстого Татьяной и частенько гостили друг у друга.
Новенькая в школе, 1892 год
Так вот, к Эмилии вернемся. В 25 лет она стала вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и попала там в мастерскую Поленова с которым после дружила всю почти жизнь. Там она брала классы и у Маковского и у Прянишникова, основателей товарищества передвижников.
В 1890 году художница получила большую серебряную медаль за картину “Письмо няни”, после заимела еще и настоящее официальное звание художницы, а еще через год ее позвали к себе передвижники по чуть-чуть с ними выставляться.
Три года подряд она то одну, то другую картину отправляла на передвижные выставки и каждый раз их не только примечали то меценаты, то вообще лично императрица Александра Федоровна, но еще и неизменно покупали за много денег, поэтому в 1894 году ее кандидатура попала в списки голосования на постоянное участие в товариществе. Голосов за нее в итоге было подано аж 15, больше, чем за Валентина Серова, любимца самого Репина.
Примерно в то же время Эмилия увлеклась фотографией. Как и в живописи, ее больше всего интересовал быт, люди и, конечно дети - вы можете заметить, что у нее нет ни одной картины без детей.
И посмотрите как здорово она передавала не только свет и цвет, но и характеры своих персонажей.
Вот эту картину, про найм гувернантки, очень люблю - тут так здорово изображена пугливая девочка-тихоня и мальчишка-шалопай, который на молодую гувернантку глядит, уже раздумывая какую бы шалость сотворить:
Накануне Первой мировой войны почти вся семья Шанксов уехала на родину, в Лондон.
Вроде бы, Эмилия и Мария очень хотели вернуться позже в Россию, но, конечно же, и их доходный бизнес и все имущество как-то потерялось в ходе переполоха революции, поэтому и ехать оказалось некуда.
Английская академия художеств приняла Эмилию с распростертыми объятиями. Там она и осталась, иногда выставлялась и умерла в 78 лет в 1936 году.
Медицинский осмотр в русской богадельне
Ну и, конечно же, мучает меня вопрос - почему же она потерялась, когда мы знаем буквально каждого передвижника по имени и в лицо? Из-за английскости, из-за пола, из-за детей на картинах и того, что сюжеты у нее больно милые?
Если есть соображения - поделитесь пожалуйста. И надеюсь, вас ее работы тронули так же, как и меня.
А чаще я пишу о своих находках вот тут:
https://t.me/tojemne







