Перевод книги Луэнн Бризендайн "Женский мозг" - Часть Третья. Любовь и Доверие
Выкладываю перевод третьей главы книги. Спасибо за критические и не очень комментарии.
Мелисса, претенциозная кинопродюсер из Сан-Франциско, очень хотела влюбиться. Её карьера наконец пошла в гору, и в возрасте 32-х лет она была готова перейти в новую фазу своей жизни. Ей хотелось создать семью и иметь постоянные отношения с мужчиной, который бы оставался бы с ней дольше, чем несколько сексуально загруженных месяцев. Но проблема была в том, что она никак не могла найти подходящего мужчину. Мелисса прошла через бесконечные свидания и встречи по знакомству или через интернет, но никто из них так и не смог пробудить в ней чувство порхающих бабочек в животе или ту иррациональную интенсивную необходимость быть рядом с ним все время.
Однажды вечером её лучшая подруга Лесли пригласила Мелиссу пойти на танцевальную вечеринку сальсы. У Мелиссы не было настроения, ей хотелось остаться дома, расслабиться и посмотреть телевизор, но Лесли была такой очень настойчивой, что Мелисса согласилась. Она взлохматила свои кудрявые волосы наверх в сексуальную прическу, надела кружащуюся юбку, накрасила губы ярко-красной помадой, так чтобы её рот привлекал внимание, и вызвала такси до танцевального клуба.
Лесли уже была внутри с коктейлем в руках. Подруги уже собрались начать танцевать, как Мелисса увидела на другом конце зала высокого симпатичного мужчину с красивым лицом и почти черными волосами. «Ух ты, он прекрасен!» - сказала она.
Она обернулась к Лесли, чтобы обратить её внимание на этого мужчину, но было уже поздно. Он уже приближался к девушкам. Мелисса не могла отвести взгляда от незнакомца, волна энергии подкинула её, и это чувство было совершенно новым и незнакомым за все предыдущие месяцы встреч и свиданий. К тому же, что-то неуловимо знакомое было в его лице. «Эмм, кто это такой?» - шепотом спросила она Лесли, при этом префронтальная кора её мозга настойчиво сканировала банки её памяти. В памяти ничего не нашлось, но все цепи мозга, ответственные за внимание, были в режиме «Внимание, опасность спаривания». «Интересно, он один или с кем-то?» - подумала Мелисса, ища взглядом красивую женщину, которые обычно сопровождают таких красавцев. Таких не оказалось, а он все продолжал идти к ней.
Чем ближе он подходил, тем Мелисса меньше слушала свою подругу. Крепко сжав свой напиток в руке, она полностью переключила свое внимание на него, подмечая все детали – его кожаные туфли от Армани, его сексуальные черные брюки и отсутствие обручального кольца на пальце. Всё вокруг замерло, в то время как её мозг изнемогал от желания познакомиться с ним. Она почувствовала, что влюбляется. Инстинкт спаривания полностью овладел ей.
«Привет, меня зовут Роб» - сказал он, немного нервно опираясь на барную стойку. Его голос был из чистого бархата – «Мы нигде не встречались?» Но Мелисса не слышала его голоса, она наслаждалась своим новым ощущением, его грубоватым запахом и его дьявольски зелеными глазами.
Романтический танец начался, и его дирижером не были ни подруга, ни сваха с интернета. Это была биология её мозга. Мы знаем, что симметрия тела и лиц, поглощающая нас, движения, которые нас соблазняют, и заставляющая биться сердце страсть притяжения – всё это определено самой эволюцией в жажде любви, прошитой в нашем мозге. Кажется, что короткая или долгосрочная химия возникают случайным образом, но на самом деле наш мозг запрограммирован знать гораздо лучше нас самих. Мозг тихо, но верно подталкивает нас к партнерам, которые могут значительно усилить шанс в тотализаторе человеческого размножения.
Мозг Мелиссы уже начал запечатлевать образ Роба, её гормоны текут рекой. И в то время, как он рассказывает Мелиссе, что он консультант по маркетингу, живущий в лофте в Портреро Хилл, и набирается мужества пригласить её на танец, её мозг, быстрее чем любой суперкомпьютер, уже просчитывает все положительные качества Роба, благодаря которым он может быть квалифицирован, как партнёр для спаривания. И вот уже мозг дает «зеленый свет» подтверждения, что Роб подходит, и сразу же «Бам!», колени Мелиссы начинают дрожать от волн притяжения и желания, которые пронизывают её тело вместе с пьянящим Допамином, зажигая эйфорию и возбуждение. Вдобавок к этому, мозг Мелиссы «выписывает» дозу Тестостерона – гормона сексуального желания.
Роб, ведя разговор, тоже пристально изучает Мелиссу. Если его расчеты дадут положительный результат, то он тоже получит нейрохимический заряд, подталкивающий его к более близкому знакомству. Взаимоускоряющие цепи любви у этой пары приводят их на танцевальную площадку, где они сливаются в горячих ритмах сальсы на несколько часов. В два часа ночи музыка затихает, клуб начинает пустеть. Лесли уже пару часов как ушла домой, и Мелисса тоже, кокетливо развернувшись на высоких каблуках, говорит, что ей надо домой. «Подожди, у меня нет твоего номера, я хочу встретиться с тобой еще!» - говорит Роб. «Поищи меня в Гугле, и найдешь!» - отвечает ему Мелисса, улыбаясь и садясь в такси. Теперь начинается охота.
Для мужчин и женщин эти первоначальные романтические расчеты ведутся подсознательно, и при этом они очень отличаются. В краткосрочных связях мужчины охотятся, а женщины выбирают. Это не является стереотипом секса, это наше наследие от предков, которые за миллионы лет научились, как распространять и передавать свои гены. Как заметил Дарвин, мужчины созданы для ухаживания за женщинами, которые обычно делают выбор из своих поклонников. Так работает архитектура мозга в любви, спроектированная победителями размножения в эволюции человека. Даже формы, лица, запах и возраст партнеров подвержены влиянию моделей, заложенных тысячу лет назад.
Дело в том, что мы предсказуемы в гораздо большей степени, чем мы думаем. За все время эволюции наш мозг научился определять самых здоровых партнеров, которые с большей вероятностью дадут нам детей, а также тех, ресурсы и обязательность которых могут помочь выживанию нашего потомства. Выводы, сделанные ранними мужчинами и женщинами, глубоко прописаны в нейрологических цепях любви нашего современного мозга. Эти цепи заложены в наш мозг с самого рождения и активируются в период полового созревания при помощи быстродействующих коктейлей нейрохимикатов.
Это элегантная система – наш мозг оценивает потенциального партнера, и если его качества совпадают с наследственным списком пожеланий, то мы получаем заряд химикатов, которые кружат нам голову, вместе с точно сфокусированным притяжением к партнеру. Называйте это любовью или страстной влюбленностью, но это первый шаг по древнему пути создания пары. Открываются ворота для запрограммированных в мозгу действий ухаживания, спаривания и воспитания детей. Мелисса может и не хотела ни с кем встречаться тем вечером, но у её мозга были свои планы – глубокие и примитивные. Когда она увидела Роба на другом конце зала, мозг подал сигнал о спаривании и долгосрочной привязанности, и Мелиссе повезло, что мозг Роба почувствовал то же самое. Каждому из них предстоит преодолеть тревоги, угрозы и головоломки, над которыми у них практически нет никакого контроля, потому что теперь биология строит их совместное будущее.