81

Переключаем передачи. Зачем нужен Квикшифтер?

Обычная, ручная коробка передач на автомобиле позволяет переключаться с первой на вторую, с третьей на четвертую и с пятой на шестую передачи за примерно 500 мс - 1 с, а со второй на третью и с четвертой на пятую примерно за 1-2 секунды.

Благодаря тому, что на мотоциклах стоят секвентальные кулачковые коробки передач, то в среднем переход с передачи на передачу занимает около 200-250 миллисекунд.

Что бы сменить передачу, нужна скоординированная работа двух рук и одной ноги. Например, для переключения вверх, с первой на вторую и далее, надо выжать сцепление левой рукой, подсбросить газ правой, переключить передачу левой ногой, и отпустить рычаг сцепления левой рукой, немного увеличив обороты правой. На автомобиле все то же самое, только в исполнении двух ног и одной руки.

Автоматические коробки передач на современных автомобилях уже позволяют переключать передачи за 200-300 мс, а в спортивных версиях и того меньше, за 50-100 мс. Роботизированные преселективные коробки с двумя сцеплениями, типа тех что стоят на фольксвагенах вообще меняют передачи меньше чем за 10 мс. Но только если угадывают, какая будет следующая.

Что бы облегчить жизнь мотоциклистам и снизить время переключения передач у мотоциклов, сначала на спортивных прототипах для гонок, а теперь уже и на обычных мотоциклах ставится система "Quick shifter".

Работает она элегантно и очень просто. В разрыв тяги ведущей от педали переключения передач к коробке вставляется тензодатчик. Как только он обнаруживает, что вы хотите переключить передачу, он дает сигнал в электронный блок управления двигателем, и тот на мгновение отключает искру в цилиндрах. Крутящий момент пропадает, коробка получает возможность переключиться. Все это занимает менее 50 мс, и не требует дополнительных движений руками.

Переключаем передачи. Зачем нужен Квикшифтер? Техника, Мото, Трансмиссия, Длиннопост

Видите вот этот бочонок на тяге? Вот это и есть сенсор, который определяет что вы давите на педаль переключения передач.

Бонусом, на разгоне, то топливо, что не сгорело в цилиндрах на момент переключения, с бэмканьем догорает уже в глушителе, придавая переключению передач и разгону дополнительную изюмину.

Все это замечательно работает при переключениях вверх. Однако для того что бы реализовать такой же сценарий при переключениях вниз, одного датчика на тяге и программы в ЭБУ недостаточно. Нужно еще и сделать перегазовочку. А для этого нужно что бы дроссельная заслонка управлялась не тросиком от ручки газа, а электроприводом под управлением ЭБУ. Поэтому "двусторонние" квикшифтеры, то есть те, которые дают возможность быстро и просто переключать передачи и вверх и вниз могут стоять только на самых современных мотоциклах у которых стоит система "газ по проводам".

Кстати, перегазовка по-английски это блиппинг (blipping) а программно-аппаратный комплекс делающий перегазовку самостоятельно - Блиппер (blipper)

Так что Блиппер это часть системы Квикшифтер необходимая для исполнения перегазовок.

Вы можете без особого труда купить и установить односторонний, для переключений только вверх квикшифтер на свой мотоцикл. Есть и сторонние решения которые позволяют установить блиппер, а следовательно и реализовать двусторонний Квикшифтер, на мотоциклы с прямым приводом газа. Для этого дополнительно монтируют соленоид привода заслонки, который под управлением блока управления и делает эту перегазовку.

Переключаем передачи. Зачем нужен Квикшифтер? Техника, Мото, Трансмиссия, Длиннопост

Единственный мотоцикл о продаже которого я очень жалею

Лично мой скепсис к этой "девчачей приблуде" развеялся довольно быстро. Но моем BMW K1300R стоял еще односторонний "квик", но и это существенно облегчало жизнь. Лучше всего быстрое переключение работает когда трансмиссия находится под тягой, на разгоне. Тогда переключения происходят четко и быстро. На ровном ходу быстрые переключения вверх уже получаются хуже, ну и совсем они невозможны, если вы вдруг решите переключиться вверх под сброс газа и торможение.

На моем сечашнем Гусе квикшифтер уже двусторонний, но вверх он работает хуже чем на Каэре, так что с первой на вторую я предпочитаю переключаться по старинке с выжимом сцепления, потому что корректно оно переключается само только при серьезном ускорении.

Зато вниз переключаться без выжима очень удобно.

Ах да. Блинкер. Блинкер - это лампочка которая начинает мигать на приборной панели когда пора переключать передачу вверх.

Увы, но для всех этих англицизмов в русском языке устоявшихся слов-аналогов нет. Быстропереключатель, перегазовщик и мигалка.....

Ну а если переключать передачи это вообще не ваше, то вам прямая дорога в объятья Honda, которая производит мотоциклы с роботизированными коробками DCT, о которых я подробно рассказывал вот в этом материале.

Мото

6.1K постов12K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе нет активного адмодера. Ждите обновления правил. Спасибо за понимание.

Чтобы оставить комментарий, необходимо или