Отрывок из книги гипнолога, психотерапевта М. Эриксона №2

Однажды к Эриксону обратилась девушка, которой недавно исполнился 21 год. Она хотела выйти замуж, обзавестись домом и детьми, но никогда не дружила ни с кем из юношей и чувствовала, что дело ее – безнадежное и она обречена остаться старой девой. Она сказала: «Я считаю, что я слишком неполноценна, чтобы жить. У меня нет друзей, я одинока и я слишком некрасива, чтобы выйти замуж. Я подумала, что прежде чем покончить с собой, я могу сходить к психиатру. И я пришла к вам, а если через три месяца ничего не изменится, то я уже никуда не пойду».


Эта девушка работала секретаршей в строительной фирме и ничего больше в ее жизни не было. С молодыми людьми она никогда не дружила. На работе один молодой человек всякий раз появлялся рядом с ней, когда она ходила к фонтанчику пить, но хотя она находила его привлекательным, а он оказывал ей явные знаки внимания, она не обращала на него никакого внимания и никогда с ним не разговаривала. Она жила одна. Ее родителей уже не было в живых.


Девушка была хорошенькой, но она очень хорошо умела делать себя непривлекательной: ее волосы были секущимися и неровно подстриженными, кофта и юбка не соответствовали друг другу, на юбке была дырка, а туфли были запыленными. Как она считала, основным ее физическим недостатком была щель между передними зубами и когда она говорила, то прикрывала рот рукой. Щель была не более трех миллиметров и не выглядела безобразной. Итак, эта девушка неуклонно скатывалась вниз, планировала самоубийство, чувствовала себя совершенно беспомощной и сопротивлялась любым действиям. Которые могли бы ей помочь достичь ею же поставленные цели: выйти замуж и обзавестись детьми.


Эриксон справился с этой проблемой с помощью двух основных вмешательств. Он предложил девушке, раз уж она все равно катится по наклонной, испытать на этом пути последний всплеск жизни. Этим предполагалось, что она возьмет со своего счета в банке все деньги и потратить их на себя. А именно, она должна пойти в определенный магазин, где консультант помог бы ей выбрать подходящую одежду, и в определенную парикмахерскую, где бы ей сделали красивую прическу. Девушка с готовностью приняла это предложение, собираясь сделать это не за тем, чтобы изменить и улучшить свою жизнь, а просто потому, что после этого хотела убить себя.


Затем Эриксон дал ей следующее задание. Дома, в ванной комнате, она должна была тренироваться, чтобы в итоге научиться плевать водой через щель между зубами на два метра, причем с большой точностью попадая в цель. Она сочла задание глупым, но эта абсурдность сама по себе привела к тому, что она, придя домой, начала добросовестно тренироваться. Когда девушка оделась как следует, стала выглядеть привлекательно и научилась плевать водой через щель между зубами достаточно метко, Эриксон дал ей следующее указание. Он предложил, чтобы в следующий понедельник она пошутила следующим образом: когда тот молодой человек приблизится к фонтанчику вместе с ней, она должна будет набрать полный рот воды и всю ее выпустить в него через щель между зубами. Затем она должна будет повернуться и бежать, но не просто бежать, а бежать прям на него, а потом от него со всех ног до конца коридора.


Сначала девушка отвергла все это как нечто невозможное. Затем она стала воспринимать это как забавную, но грубую фантазию. Наконец, она решилась сделать это. Ведь она находилась в том настроении, которое нужно для последнего всплеска жизни. В понедельник она пришла на работу красиво одетой и причесанной. Она подошла к фонтанчику и, когда молодой человек приблизился, наполнила рот водой и плюнула в него. Молодой человек сказал что-то вроде: «Ах ты, маленькая чертовка!». Это рассмешило ее и она побежала прямо на него. Он, к великому ее смущению, поймал ее, обнял и поцеловал. На следующий день девушка приближалась к фонтанчику с некоторой дрожью в коленках. Молодой человек выскочил из-за телефонной будки и выстрелил в нее из водяного пистолетика. Потом они пошли вместе обедать.


Она вернулась к Эриксону и рассказала о том, что произошло. Она сказала также, что ее мнение о себе изменилось и попросила его покритиковать ее. Он это сделал, указывая среди прочего на то, что она хорошо сотрудничала с ним, что раньше она думала, что имеет дефект зубов, вместо того, чтобы думать об их дополнительном достоинстве. Через несколько месяцев она прислала Эриксону вырезку из газеты, где сообщалось о ее браке с тем молодым человеком. Через год она прислала фото-графию их новорожденного сына.