От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге

В этот раз мы отправились в путешествие, особо не усложняя себе задачу, прямо по асфальтированной дороге. Но дорога эта не так проста как кажется)) Раньше эта была единственная ниточка, связывающая Севастополь с Ялтой, по этой старой дороге путешествовал Пушкин и Чехов, разъезжали представители царских кровей и прочие небезызвестные лица.

Эта дорога, известная в настоящее время как Старая севастопольская дорога, проходит параллельно современному Южнобережному шоссе, но намного выше. Сейчас она практически не используется, транспорта на ней немного и ездят в основном туристы и свадьбы ради чудесных видов с Байдарских ворот и с Форосской церкви.

Связать Севастополь и Байдарскую долину с Южным берегом Крыма в 19 веке решил граф Михаил Воронцов, содержавший в Алупке собственный дворец. По личной инициативе графа строительство дороги продолжалось около десяти лет. Даже сейчас построить подобную дорогу непросто, а как ее строили в те времена остается только догадываться...

Итак, наш путь (чуть больше 10 км) начался в Байдарской долине (село Орлиное) , пролегал через озеро вдоль долины до перевала "Байдарские ворота" и далее через Форосскую церковь спускался к самому Форосу по ужасно живописному шоссе. Комфортный и несложный маршрут с многочисленными красотами.
От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

Вот, собственно, и начало пути- село Орлиное. Находится оно в удивительном месте- в Байдарской долине.

В середине XIX века еще не было удобной трассы Севастополь – Ялта и первая дорога проходила как раз- таки через Байдарскую долину. Это плоская межгорная котловина имеет длину 16 километров, а ширину – 8. На таком ограниченном участке расположено 14 населенных пунктов. Все дело в природных условиях: прекрасный климат, вода и плодородная почва. За удивительную красоту Байдарская долина получила название "Крымская Швейцария". В общем, если был в Байдарах,то Швейцарию, считай уже повидал)

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

Наш путь пролегал через красивое, но очень обмелевшее за последний год озеро. Год назад оно было полноводным, но, увидев его в этот раз, мы были неприятно удивлены. На его месте осталась небольшая лужица и окружающая её потрескавшаяся почва в окружении сухого камыша.

Уже дома, после обращения к гуглу, мне стала ясна причина. Оказалось местные вилловладельцы выкачивали воду из озера для своих нужд,что и привело к такому плачевному результату. Кому интересны подробности ,вот ссылка:

http://sevastopol.su/news.php?id=80240

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

Пройдя через долину и попечалившись об озере, мы снова вышли на старое шоссе. Оно совершенно безлюдно и почти безмашинно. На протяжении этого зеленого тоннеля нам встретились два интересных фонтана- родника. Из одного текла чистая питьевая водица, второй пересох.

Название первого- Деспита, это действующий родник, переводится как "устроенный на века", ну а как еще иначе назвать то, что верно служит уже третий век.

Каптаж источника выполнен в виде подпорной стены у дороги с центральным элементом, имеющим полукруглую (арочную) верхнюю часть. В центре изображена эмблема Министерства путей сообщений Российской империи — перекрещенные топор и якорь.


На дорогах в Крымских горах, и, особенно на самом Южнобережье, часто можно увидеть этот знак на каптированных источниках. Дело в том, что в обязанности ведомства входило не только строительство дорог, но и поддержание их в надлежащем состоянии.

Для этого устраивались дренажные канавы, а источники, выходившие рядом с трактами, оформлялись каменной кладкой в виде изящных фонтанов, с небольшими водосборниками, а также желобами или трубами для водоотведения.

Заключен в камень Деспита давно, предположительно в 1896 г. Именно такая дата указана на Деспита Верхнем.

Вероятно, в этот год каптажи обоих источников либо были с основания построены, либо подвергались капитальному ремонту.

В нынешнем состоянии, вода вытекает непосредственно из небольшой трубки в кладке и стекает тут же в каменную ванночку.

Деспита удобно расположен, и позволяет каждому путнику набрать вкусной питьевой воды.

Второй источник-Деспита — Верхний. Но он уже давно пересох, и именно так обозначается даже на старых советских картах Генштаба (стоит пометка «сух»).

Что означает топоним «Деспита» пока не установлено, впервые это название появляется на картах известного крымского краеведа Игоря Белянского.

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост
После родников несколько километров дорога проходит в зеленом тоннеле. Там потрясающий чистый воздух, загадочные старые деревья, там хочется просто молча идти вперед, наслаждаясь тишиной и красотой. Зеленый тоннель постепенно выходит к одной из главных достопримечательностей этих мест, к Байдарским воротам. ..
От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

Этот перевал невозможно не заметить, поскольку сначала взору предстают палатки с магнитами и сувенирами, а после открывается вид на знаменитые Байдарские ворота. Этот памятник был построен ялтинским архитектором Карлом Эшлиманом к окончанию строительства шоссе Севастополь – Ялта, длившегося с 1837 по 1848 годы по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Таврической губернии, а значит, и Крыма в том числе, Воронцова. Колонны на стороне портика, обращенного к морю, позволяют назвать это сооружение пропилеями, наиболее известные примеры которых можно найти в древнегреческом зодчестве.

Если забраться на сами Байдарские ворота, то можно лицезреть шикарную панораму, вид на Форосскую церковь и на сам Форос, который кажется совсем маленьким с этих высот. Очень красиво, завораживает.

Кстати, высота этого места – 503 метра над уровнем моря по одним данным, по другим – 527. Рядом известный ресторан «Шалаш», до революции здесь была гостиница и постовая станция. Перевал окружён со всех сторон лесом.

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост
На Байдарских воротах в "Шалаше" очень вкусные чебуреки за 210р. три штуки с любой начинкой. Неделю назад эта порция стоила 180р. Крым такой Крым)))
От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

После перевала начинается плавный спуск вниз, к Форосской церкви.

О выборе места возведения этой церкви есть множество легенд. Одна из них гласит, что однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой сидела юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но... бывают чудеса!.. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли, сраженные красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения.


Есть и официальная версия истории создания Форосской церкви. "Чайный магнат" Александр Кузнецов (на тот момент владелец имения в Форосе) по просьбе православных близлежащих селений заказывает проект храма архитектору Николаю Чагину. Церковь посвящается чудесному спасению государя-императора Александра III и его семьи во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал.

Об этом событии гласит памятная табличка рядом с церковью и там же можно посмотреть на портрет самого автора "проекта" )

Со смотровой площадки рядом с церковью опять открывается вид на Форос, и опять он безумно завораживает.

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост

От церкви дорога извилисто тянется вниз, спуск очень приятный и пологий, 10 км практически не ощущаются. По пути нам попались несколько редких земляничных деревьев (в народе "бесстыдница",названа так из-за голого ствола без коры ).Узнать ее можно еще по розовом стволу, красивая очень. Слева нависает внушительная скала, справа- море и еле слышно шумит южнобережная оживленная трасса. С каждым новым поворотом трассы этот шум становится все отчётливее.

Вскоре вид на церковь скрывается за очередным поворотом, зато открывается новая панорама на южнобережные поселки: Санаторное и Береговое. Старая севастопольская дорога тянется дальше в сторону Ялты ,а нам нужно сворачивать на Форосский спуск, поскольку закат близко)

От Орлиного до Фороса по старой севастопольском дороге Крым, Форос, Байдарские ворота, Форосская церковь, Длиннопост
Ну вот наконец-то и Форос. Конечно, хотелось бы спуститься до самого поселка, но время и сумерки не оставили нам выбора и мы принялись ловить ялтинский автобус. А в Форос уже - в следующий раз, он достоин отдельного поста, бесспорно )


моя группа в контакте с крымскими путешествиями http://vk.com/vdohnovlennue_krumom