Ошибки верстки для полиграфии. Часть 1
Предисловие.
Дизайнер, вставший на профессиональный путь, неизбежно сталкивается с жестокой реальностью, что мало продать красивую картинку. Ее должно быть возможно реализовать на практике, потому как у любой технологии есть свои правила и ограничения. Законы физики никто не отменял. Если же ими пренебречь, результат, скорее всего, сильно разочарует. И хорошо если только автора. Куда печальней, если заказчика, который потратил деньги не только на дизайн, но и на изготовление чего-либо.
В век цифровых технологий особо грустно все с дизайном полиграфии. Но полиграфия пока еще не умерла, а значит услуги по верстке для нее будут востребованы.
В сети много инструкций, как сверстать макет для печати, но нигде толком не дано обоснование зачем и почему. В итоге получаем бездумно сверстанные макеты, технически верные, а по факту нет. Этот пробел я и хочу заполнить. Так что подробных инструкций в какие кнопки жмакать тут не будет. Разве что в комментариях.
Начну с простого, но важного.
Обрезной формат и вылеты.
Одна из самых частых проблем.
Разберем на примере листовки формата А5 (148*210 мм).
Порой складывается впечатление, что при создании документа в какой-либо программе игнорируются настройки этого самого документа, и используют те, что стоят по умолчанию.
Результат будет выглядеть примерно так:
Проблема заключается в том, что никакие нарисованные прямоугольники или выставленные направляющие в документе не изменят обрезной формат, как параметр.
Обрезной формат он же Trim box не просто строчка в ТЗ на дизайн и верстку, это параметр программно описывающий документ (в иллюстраторе он задается как artboard/монтажная область, в кореле - размер страницы). И считывают этот параметр именно программы, которым совершенно до фонаря, где и какие объекты расположены внутри документа. Соответственно если он указан не верно, то и результаты обработки такого документа будет не верными.
Так вот будет будет выглядеть печатный лист с макетом листовки А5, но с фактическим образным как А4.
Слева указаны параметры того, что печатается, в том числе размер кусочков бумаги, за которые заказчик заплатил типографии, и если они не совпадут с параметрами макета - будет жопь:
Понятно, что ни одна уважающая себя типография такого не пропустит, но малейшее нелепое стечение обстоятельств + человеческий фактор, и подобный результат более чем реален.
Так что делать правильно - это правильно. А именно задавать обрезной формат нужного размера еще на этапе создания документа.
Следующий важный момент - Вылеты или Bleed
По сути поправка на ветер. Задача вылетов нивелировать погрешности при производстве.
При печати материал под воздействием температуры или увлажнения меняет свою геометрию. Наброс при подаче листов в печатную машину, ламинация, уф лак и т. д. - все эти манипуляции меняют положение элементов на печатном листе. Не сильно, но меняют. Резка и вырубка тоже имеют погрешность. И это норма. В международных стандартах печати, и даже в отечественных ГОСТах прописаны допуски, в пределах которых эти погрешности могут колебаться, и не считаться браком. Средняя температура по больнице +/- 0,5-1 мм. Но 1мм влево и 1 мм вправо в сумме уже 2 мм.
Кстати, по тем же причинам не стоит располагать важные элементы дизайна близко к краю обрезного формата, текст, рамки всякие - текст может зарезаться, а рамка оказаться не по центру. Чем меньше расстояние до обрезного, тем сильнее будет видно несовершенство этого мира.
Посмотрите на агрегат, для резки бумаги. Длина ножа метр с кепкой. О какой точности в сотые доли миллиметра может идти речь?
Чертовы законы физики, да, но их изменить нельзя.
А макет можно.
На примере той же листовки А5, что бы получить вылеты, необходимо с каждой стороны продлить изображения и иллюстрации минимум на 2 мм. А лучше 5, что бы наверняка. Здесь часто допускают ошибку, увеличивая именно trimbox. Почему это ошибка, надеюсь уже понятно. Как исключение могу выделить только photoshop, но это и не программа для верстки. Вторая ошибка в том, что недостаточно просто поставить галочку, и сохранить макет.
Надо продлевать именно сюжет.
Слева вылеты как бы есть, но их нет. Справа вылеты есть на самом деле.
В русском варианте иллюстратора этот параметр обозвали "В обрез", в кореле отличились, и вылеты у них где-то "растекание", а где-то "выход за обрез". В английском же варианте это везде зовется Bleed.
Если вернуться к печатному листу, то на нем видно, что листовки не стоят вплотную друг к другу. Между ними есть некий зазор, он как раз для вылетов.
Без них, после резки по краям листовки 100% будут белые полосы разной ширины и косины. Еще и разные по тиражу.
Оба изображения смещены одинаково относительно обрезного формата. Справа без вылетов, слева с ними. На правом сразу видно, что что-то пошло не так, а на левом - ни в одном глазу.
Но есть еще страшный зверь - вырубка. Она ставит в тупик и тех, кто знает о чем речь шла выше. Но разница лишь в том, что предмет печати имеет форму, которую невозможно вырезать с помощью прямого ножа.
На изображении выше красным обозначен контур вырубки, и да он круглый )))
Но для документа это не важно. Важны габариты готового изделия, которые и обозначены контуром вырубного ножа. То есть выставить обрезной формат документа надо по габаритам этого ножа. Ну и не забыть про вылеты)))))
Спасибо за внимание.
В следующей части будет про cmyk, pantone, оверпринт и сумму красок.