Ошибки маркетологов. Блокировщики рекламы в интернете. Часть 1

Работая в крупном рекламном агентстве, возникло желание написать несколько постов по очень большой проблеме в нашем бизнесе, а именно, о блокировщиках рекламы. Заодно, хочется затронуть вопрос о том, куда движется отрасль с тем вагоном больших проблем, что есть сейчас, а так же, донести до коллег мысль, что необходимо многое менять.

Блокировщики рекламы в интернете, стали не просто проблемой, а настоящей головной болью в нашей профессии. Количество пользователей, которые блокируют рекламу, приближается к 1,5 млрд людей и рост не только не останавливается, но и усиливается. В России и странах СНГ, количество пользователей блокирующих рекламу, достигло отметки 35-45%, а там, где тематика более мужская, то доходит до 80-90, что фактически делает работу маркетологов и владельцев сайта полностью бессмысленной. Спасает индустрию рекламы на данный момент то, что многие еще не знают, что рекламу можно в интернете убрать буквально в два клика и это совершенно бесплатно. Правда, возникает стойкое ощущение, что сама индустрия ударными темпами делает все, чтобы и оставшаяся часть пользователей избавилась от рекламы. Иными словами я не могу объяснить многие действия рекламщиков и владельцев сайтов.

Прогремевшая новость, что YouTube начал тестировать функцию «блокировать просмотр видео при обнаружении блокировщиков рекламы» а группа инженеров Google предложила API под названием Web Environment Integrity (который в теории может превратить в чебурнет весь интернет), произвело эффект разорвавшийся бомбы среди пользователей. Сервис покушается на самое святое, правда действует очень осторожно, проверяя реакцию публики. И возмущение публики не заставило себя ждать.

То, что пытается сделать Google – весьма опасно и может привести к открытию активных «боевых» действий на фронте вечной борьбы «рекламщики – блокировщики рекламы».

На моей памяти – это уже 5 или 6 попытка Google протестировать данное мероприятие и проверить реакцию пользователей. В сегодняшнем посте, следует напомнить ряд исторических событий, когда медиа гиганты пытались действовать подобным образом и к чему это привело.

Август 2016 года. «Битва при Facebook».

Facebook на своей странице выпустила объявление, что теперь будет показывать рекламные объявления(которые якобы невозможно заблокировать) даже тем, кто использует специальные программы для блокировки рекламы. Но, спустя всего два дня для AdBlock Plus был создан фильтр, который изолирует обновленный формат рекламы.
После первого «боя разведкой» Facebook нашел способ обойти фильтр AdBlock Plus, реклама социальной сети начала показываться пользователям с установленным блокировщиком и прописанным фильтром. Спустя всего несколько часов сообщество AdBlock Plus обновили фильтры и загасили «непобедимую» рекламу. Facebook сделал ход конем и выкатил еще одну ее разновидность. Разработчики блокировщиков решили проблему и в этом случае в течении нескольких часов.

Короткая, но жаркая битва продлилась пару недель и закончилась тем, чтоFacebook сдался. На каждую хитрость,AdBlock Plus, uBlock Origin и AdGuard – очень быстро обновляли фильтры, и все возвращалось на круги своя.

Январь 2016 года. «Великая подстава отForbes».

Когда количество пользователей с блокировщиками превысило 50%,  Forbes ввело правило, где просмотр контента может быть только после отключения плагина AdBlock Plus и его аналогов. Этим немедленно воспользовались мошенники, и ряд читателей журнала стали жертвами вредоносного ПО, распространявшегося на сайте под видом рекламных баннеров через стороннюю партнерскую сеть. Хакеры инфицировали компьютеры пользователей вредоносным ПО, начали похищать пароли, персональные данные, банковскую информацию, а также шифровать контент на жестких дисках и требовать выкуп за восстановление файлов. Разразился большой скандал, и репутации журнала был нанесен большой ущерб. И это на фоне огромного оттока посетителей, которые не захотели отключать свои плагины.

Итогом данного фортеля, стало возвращение все назад, и больше таких номеров Forbes не выкидывал. Стоит признать, что падение популярности журнала началось еще задолго до данных событий, когда руководство решило делать ставку на платные подписки, но затея с треском провалилась. Никаким особым эксклюзивом журнал не обладает и посетители стали массово переходить на аналогичные и бесплатные сайты.

2019 год. Рекламный садизм от RuTube.

Бессменный чемпион в номинации «рекламный хоррор года» - конечно же RuTube. Летом 2019 года, гениям рекламного отдела пришла «отличная» мысль, чтобы добить и без того закопанный ресурс. Они ввели обязательный просмотр рекламного ролика, а после этого, нужно было еще пройти опрос на тему только что просмотренного ролика. И если ответ в опросе был неверным, то ролик показывали заново. Подобное действие, не позволяла себе ни одна компания, тем более, с такой низкой посещаемостью. Шутки и возмущения от тех, кто на тот момент пользовался данным ресурсом, буквально заполонили российский интернет. Сама компания к тому моменту уже стремительно пробивала дно за дном, теряя посетителей пачками, и непременно обанкротилась бы, если бы не вошла в структуру Газпром – медиа.

Лишь после смены руководства RuTube, наконец-то здравый смысл возобладал и компанию стали вытягивать из той трясины, куда ее загнали великие стратеги. Были отменены все опросы, убрали рекламу перед роликами, сняли все запреты на посещение сайта с блокировщиками рекламы, провели ребрендинг, убрали обязательную регистрацию и много чего еще. Да, есть еще много минусов, но этот ресурс хотя бы можно посетить.

Октябрь 2018 года. Образцово – показательная порка РБК от пользователей.

Пожалуй, самый показательный момент на данную тему, ясно показывающий, что вся цена нынешних сайтов, соцсетей и т.д. – это один клик по соседней вкладке. Именно это произошло с РБК, когда они решили, что являются незаменимыми в мире новостей и влупили запрет на вход на сайт пользователей с включенным блокировщиком. Ответ не заставил себя ждать. Уже в течении первой недели посещаемость сайта обвалилась на 50-60%. Люди просто перестали заходить к ним, и за пару секунд перешли к конкурентам с точно такими же новостями.

РБК продержался ровно неделю, после чего пришлось все вернуть назад, и больше подобных экспериментов от них не было.

Что ожидает YouTube, если они введут такое правило?

Ориентировочные потери от посещаемости составят 15-20%. развяжется настоящая битва против данного действия. Это тоже самое, как после закрытия YouTube Vanced, тут же появился Youtube ReVanced и все началось заново, учитывая, что есть еще с десяток приложений, где можно смотреть Youtube без рекламы и по премиум функциям. Такая борьба может длиться вечно. А уж для ПК создать подобные приложения еще проще.

Порой приходится признавать, что рекламная индустрия бьется лбом о стену, пытаясь навязать пользователям продукт, который они не хотят видеть в предлагаемом формате, и конца и края этой битве о стену, пока не наблюдается.