Операция БЕГЕМОТ

5 декабря 1989 года ракетный подводный крейсер стратегического назначение ( рпкСН 667 БДРМ) К-84 («Екатеринбург» ) вышел в полигон Белого моря для выполнения боевой задачи «БЕГЕМОТ» ( 16 ракетный залп баллистическими ракетами впервые в истории человечества ).
При выполнении боевой задачи произошел взрыв баллистической ракеты по 6 ракетной шахте 4 отсека. На момент взрыва в 4 отсеке находилось 23 человека. Командир отсека ст. лейтенант Леонов Константин Львович ( сейчас капитан 2 ранга запаса) с разрешения Центрального поста принял решение выводить людей из аварийного отсека в кормовые отсеки корабля. После снятия давления с переборок 5 отсека и вывода людей в корму в отсеке осталось 6 человек ( из 23 ) .
В результате взрыва произошел прорыв спец.гидравлики . Ни работало нечего ! В результате прорыва гидравлики произошло замыкание освещения, отсек был обесточен с Центрального поста, аварийное освещение замыкала гидравлика. Личный состав отсека – 6 человек ( во главе с командиром отсека ) боролись за живучесть в полной темноте. Аварийная шахта была прокачена забортной водой вручную, для тушения пожара в аварийной шахте. Через разгерметизированную шахту в отсек стал поступать окислитель ( азотный тетраксид ) вдох которого вызывает отёк лёгкого ( моментальная смерть ). Запас регенеративных патронов был ограничен ( уходящий из отсека личный состав часть средств индивидуальной защиты с перепугу унесли с собой ).
Сколько прошло времени неизвестно , но больше 26 часов . Командир отсека Леонов Константин Львович через дыхательный аппарат сказал своим ребятам «Парни! Можно курить, кажется все!» т.к кислорода уже не хватало Но в результате грамотнейших действий Командира корабля капитана 1 ранга Бакуменко Александра Дмитриевича и старшего помощника капитана 2 ранга Лучкина Петра Николаевича ( дай им бог здоровья и долгих лет жизни ), а так же действиям всего экипажа корабль всплыл в надводное, положение. Отсек был провентилирован. Авария была ликвидирована.
Если бы не самоотверженность тех 5 человек , находящихся с командиром 4 отсека, в тот момент в Аварийной отсеке, слаженным действиям всего экипажа, последствия были бы непредсказуемы ( на борту оставалось 15 аварийных ракет. )
После всплытия и ликвидации аварии на аварийной шахте под угрозой взрыва оставалось ещё 2 ракеты , 19 часов не выходя с пульта управления производили слив окислителя с аварийных ракет. В Беломорскую военно- морскую базу их не пускали ( по причине заражённости ракетным топливом ). Приказ командования ВМФ – « Произвести пуск оставшихся 13 ракет» . 23 декабря 1989 года было принято решение произвести залп 13 оставшихся ракет. Не получилось! Система удержания корабля рассчитана на 16 ракет ( 13 осталось ) Не получилось ! Улетели на глубину, раздавили головные части оставшихся 13 ракет. Приказ командования ВМФ – «Отстрел аварийных 13 ракет партиями из надводного положения по 4 ракеты в залпе». Приказ министра обороны- « Корабль в базу , пуск прекратить , корабль не гробить». Награды в то время (командир отсека за свой подвиг получил грамоту) до сегодняшнего дня так и не нашли своих героев (а может и нашли тех кто не участвовал).По крайней мере ребят не наградили (тех шестерых из аварийного отсека)!

Операция БЕГЕМОТ ВМФ, Подводная лодка