Операция "Багратион", или месть за сорок первый год.
В комментариях к "Смерти танкиста" попросили добавить фотографии разбитой немецкой техники, а то как-то однобоко получается. Ну что ж, просили - получите. Все тот же А.В. Исаев (раз и два). Фотографии и описание его, небольшая редактура моя.
Формат поста - сначала текст, потом картинка. БМ ругался только на две фотографии.
В Красной армии фотографирование на фоне битой техники противника не было распространено. Просто в силу меньшего количества фотоаппаратов на руках у населения, плюс сложности с проявкой и печатью. Немцы, насколько я знаю, просто отправляли пленки в тыл в коммерческие мастерские, где им печатали снимки. Поэтому в основном у нас снимали военные корреспонденты, что, понятно, несколько ограничивало ассортимент и количество фотографий. Да и привязка к местности чаще всего мутная. Осели они в Архиве кино- и фотодокументов, что в силу бесстыжих расценок архива на копирование и неважного каталога снижает их доступность и возможности публикации.
Однако была в Красной армии группа, имевшая доступ и к фотоаппаратам, и к проявке с печатью. Это летуны. В авиасоединениях регулярно занимались аэрофотосъемкой, да и панорамными фото не брезговали. Периодически летуны ездили на места боев и смотрели на результаты своей работы с попутным фотографированием. Часть этих фотографий осела в Центральном Архиве Министерства Обороны в фондах воздушных армий. Фотографии у них надо сказать, совершенно неполиткорректные. Мертвые оккупанты встречаются сплошь и рядом. Т.е. стоит на дороге Штуг, а рядом с ним труп с оторванной башкой. (Но на тех фото, что опубликованы ниже, трупов нет, так что тег жесть не ставлю - DV )
Предлагаю небольшую выборку фотографий из отчетов 1-й Воздушной армии (3-й Белорусский Фронт Черняховского) и 4-й Воздушной армии (2-й Белорусский фронт Захарова) за июнь-июль 1944 г., сделанные во время операции Багратион.
1. Типичная картина разгрома 1944 г. Отходящие немецкие колонны в Белоруссии интенсивно долбили с воздуха, причем практически безнаказанно - потери воздушных армий (по крайней мере 1 ВА и 4 ВА) смехотворные. Это привело к появлению обширных кладбищ из брошенных и сожженных автомашин, тягачей и даже бронетхники.
Очень похоже на 1941 г. у нас, не правда ли? Такие картины тянулись километрами:
2. Самоходное орудие StuG III на переправе. В сопроводительном тексте есть история этого снимка. Шла колонна, в которой был один Штуг (опознанный летчиками как "танк"). Штуг въехал на мост как раз в момент атаки Ил-2. Мост был разнесен в щепки, см. снимок. В общем случае, конечно, вряд ли самоходку смогли бы убить с воздуха, а так она осталась висеть на обломках как живая. Запертую у разбитого моста колонну разгромили. Дело было у речки Бася.
3. Колонна немецких пленных, уходящая за горизонт, у Витебска. Картина, совершенно аналогичная 1941 году. Возможно, что кто-то из тех, кто находился внизу, три года назад тоже фотографировал бесконечные колонны...
4. Авиации у немцев в Белоруссии в 1944 г. было немного, но попадается. Этот "фоккер" с аэродрома под Минском, видимо какой-то из штурмовых частей 6-го воздушного флота.
5. Дальше идут фотографии из архива 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта Рокоссовского. При изучении материалов в голове вертелось "В Бобруйск, жывотное!". В общем, немецкая 9-я армия под Бобруйском подверглась двум ударам по сходящимся направлениям. Сходились они как раз к Бобруйску. Когда стало понятно, что фронт не удержать, окружаемые немецкие части бросились к Бобруйску по Жлобинскому и Рогачевскому шоссе и переправам через Березину на шоссейном мосту у этого города. Отходившие по шоссе колонны сразу стали целью "пешек", "бостонов" и "илов" 16-й воздушной армии. Лесисто-болотистая местность движению вне дорог не особо благоприятствовала и немцы сгрудились вдоль дорог. Ситуация резко поплохела, когда 27 июня 1944 г. к стыку двух шоссе вышел советский 9-й танковый корпус. За эти бои корпус получил почетное наименование "Бобруйский", а его командир Б.С. Бахаров, погибший через несколько недель, похоронен в центре города.
В общем, ситуация практически идентична Белостокскому котлу июня 1941 г., когда 10-я армия вытянулась вдоль шоссе Волковыск-Зельва и под ударами авиации пыталась прорваться через Зельвянку. В 1944 г. так же наказали немцев. На шоссе образовались огромные пробки, которые непрерывно атаковались с воздуха.
Вот общая панорама. В кадр попала САУ типа Хуммель (слева), 88-мм зенитка, танк Pz. IV (в центре) и автомашины разных типов:
6. Еще одно фото с Жлобинского шоссе. В отчете 16 ВА сказано, что это "участок от д. Титовка на юг, размером 500 м х 2000 м":
У Штуга вырвана крыша, я бы не исключил, что это результат попадания ПТАБов с Ил-2 с последующей детонацией боекомплекта. В один кадр все битое не попало, вот продолжение картины с этого фото, там еще и обочины завалены:
Всего фотографы 16 ВА насчитали на этом куске шоссе 30 танков (видимо Штуги тоже пошли как танки) и 250 автомашин.
7. Под раздачу попадала и боевая, и вспомогательная техника. На этом снимке видим полугусеничник, противотанковую САУ Мардер поздних серий и 20-мм зенитку Флакфирлинг на полугусеничнике. Про Мардер написано: "На фото № 8 самоходная пушка, в которую попала ПТАБ в отсек размещения прислуги, верхняя часть взорвана, экипаж уничтожен.":
8. Вот про эту фото написано: "прямое попадание ФАБ-250 в скопление артиллерии и автотранспорта на шоссейной дороге, в результате чего по дороге движение совершенно прекратилось". Это Жлобинское шоссе, район деревни Дубовка.
Вообще, авиация работала практически безнаказанно. Т.е. в некоторых полках небоевые потери самолетов были больше, чем боевые. Запомнился эпизод, характеризующий борьбу с "рамами". Два Ла-5 атакуют одинокую "раму". Боекомплект на каждую машину, напомню, 340 снарядов к 20-мм пушке. "Рама" отчаянно маневрирует и отстреливается. "Лавочкины" выпускают по ней 650 снарядов, но в итоге убивают стрелка и сбивают самолет. Однако в горячке боя один из пилотов не замечает, что пуля с "рамы" пробивает ему колесо основной стойки шасси. При посадке Ла-5 капотирует, пилот отделывается ушибами, самолет - под списание. Вот такая "потеря".
9. Поскольку на шоссе творилось нечто, часть немецких подразделений поехали к мосту через Березину вдоль железной дороги. Однако здесь на подходе к мосту их тоже ждало опыление советской авиацией. Вот два фото из этого района:
Как видите, немцам в "Багратион" реально устроили страшный погром с воздуха, сравнимый, а то и превосходящий происходившее в 1941 г.