О санях или какой русский не любит быстрой езды

Слово «сани» — славянское по происхождению, происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от сань, что значит «змея»; относится собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей, как собственно и к следам, которые они за собой оставляли.

Первые сани появились у народов Севера. При раскопках на территориях Финляндии, Новгородской земли и на Урале археологи обнаружили фрагменты полозьев. В документальных источниках о санях начинают писать с XI века. В Радзивилловской летописи и миниатюрах к Житию Бориса и Глеба встречаются изображения саней разных видов: крытые возки, чунки, дровни. Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой, а задние концы волочились по земле.

В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. В годы Великой Отечественной войны парусные сани использовались для перевозки продовольствия и жителей из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». За сутки парусные сани при сильном ветре могли сделать до шести таких рейсов. В СССР неоднократно проводились чемпионаты по буерному спорту. Максимальная скорость, которую развивали такие сани, достигала 264 км/ч.

В допетровской Руси, вследствии разбитости дорог , а также сравнительной их дешевизны они были наиболее распространённым транспортом даже летом, в болотистых Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерниях их использовали в теплое время года до начала XX века. Всвязи с этим поговорка о том, что готовить сани надо летом, обретает новый смысл. На Руси сани считались престижным средством передвижения. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 рублей.

Сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Первое летописное упоминание саней в описании похорон Владимира Святославича, тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов царской семьи. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Древнем Египте.

Они были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы. Масленичные деревенские катания проходили на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек.В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья.

О санях или какой русский не любит быстрой езды Традиции, Культура, История (наука)

P.S. Если вам нравится , то что я публикую подписывайтесь на мой профиль и канал в дзен https://dzen.ru/id/63125702e0e0be3c7c6f3354.

Славянская мифология и сказки

396 постов3.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.

2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.

3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.

4. Уважайте себя и окружающих.