О насущном...

Так уж совпало, что обедать я сегодня сел в 15:02. Чисто машинально ткнул в телевизионный пульт. На экране маленького кухонного телевизора засияла блистательными речами «Россия 24».

А уже через 7 минут, в 15:09, я наблюдал, как стоимость одного евро достигла действительно психологического «потолка» -100 рублей.

Я давно не писал ничего на политэкономические темы. Времени как-то не находилось, да и желания, если честно, тоже. Но крайне неприятное ощущение от пролитого в шоковом состоянии на колени свежезаваренного чая заставило меня все-таки взяться за перо (ну или, если быть более точным, засесть за клавиатуру).

На самом деле, если бы проблема заключалась исключительно в обвале курса национальной валюты, мало кто был бы действительно обеспокоен. Все эти циферки котировок едва ли затрагивают напрямую одну сотую часть населения страны. Однако не все так просто: в экономическом и, особенно, хозяйственном механизме России стали появляться уже не просто малозначительные неполадки, а самые натуральные бреши. Сейчас их наличие очевидно не только специалистам, но и тем, кто просто регулярно внимательно просматривает новостные ленты соцсетей или следит за аналогичными материалами на телевидении (впрочем, последним источником я бы пользоваться в нынешнее время не советовал).

Мне кажется, что все началось в феврале с судьбоносного решения Путина провести в Крыме референдум о присоединении к РФ. Помните, как радовались тогда ура-патриоты? Помните, как летом находились, несмотря ни на что, люди, имеющие огромное желание насладиться красотами крымских курортов? Вот и я помню. Но с начала декабря энтузиазм у российского народа стал куда-то пропадать. Видимо, примерно туда же, куда исчезают потихоньку зарплаты самой социально незащищенной прослойки нашего общества – бюджетников. Не верите? Спросите учителей, врачей, госслужащих. Спросите у них, какую сумму они стали недополучать с недавнего времени. Поначалу она была едва заметной – какие-то 500 рублей. На настоящий момент это уже 4000 деревянных и более.
Но самое обидное даже не это. Обидно мне за слова, сказанные на фоне всего вышеописанного национальным лидером в Послании Федеральному Собранию. Одним из тезисов Путина было обещание выплатить крымчанам материнский капитал с 2007 года включительно. Эту часть его выступления можно признать огромным просчетом спичрайтеров. Беда ведь не в деньгах. Беда – в крайней неэтичности подобных заверений в том случае, если они производятся на глазах у сотен тысяч граждан России.

Рассуждения же о введенных против России санкциях и вовсе регулярно повергают меня в дикий ужас пещерного непонимания элементарных вещей . В нашем обществе сформировалось два полярных взгляда на характер действий западных стран. Первый, патриотический, строится на том, что вокруг нас одни враги, что злобный и коварный Вашингтон хочет поставить нас на колени, а отважное правительство с известными личностями во главе, хоть и приворовывает, все же пытается спасти нас от неминуемой катастрофы, восстанавливая попутно утраченную духовность и соборность. Позиция, в общем-то, понятная. Жить ведь вообще становится легче, когда весь мир поделен на белое и черное, когда очевидно, кто друг, а кто враг. Но достаточно просто выглянуть в окно, чтобы понять: он состоит из куда большей гаммы красок. Второй взгляд принадлежит кругам, считающим себя либеральными, образованными, современными и трезво мыслящими интеллигентами. Суть его – в высмеивании всего, что входит во взгляды оппонентов на сложившуюся обстановку в мире и речах о том, как было бы замечательно, «если бы». Еще они любят кричать, мол, фуа-гра скоро исчезнет с прилавков отечественных магазинов, а питаться мы будем исключительно крымским виноградом.

Ну, во-первых, надоело уже слушать эти истерики по поводу враждебно настроенных в военном отношении Соединенных Штатов. Вы что, издеваетесь? Да кому вы нужны тут сто лет со своими медведями? У США сейчас более чем достаточно проблем в других частях планеты (перечислять, надеюсь, не надо). Кроме того, там вовсю идет борьба между республиканцами и демократами за голоса сотен миллионов избирателей. Так что высадки бравых морпехов в Севастополе пока не ожидается. А вот экономические меры –вполне адекватная реакция как европейских стран, так и Штатов на откровенно агрессивную политику РФ в восточном направлении. Ну а чего вы хотели? Крым хотели? Пожалуйста, получите и распишитесь. Несомненно, санкции несут в себе определенную опасность. Вот только выражается она вовсе не в гипотетическом исчезновении с прилавков пресловутых фуа-гра и омаров, а в том, что заморожены из-за отказа североевропейских партнеров от сотрудничества десятки проектов по разработке арктических и субарктических нефтяных шельфов, а оборонная промышленность как минимум в течение двух лет не сможет производить целую линейку продукции по той простой причине, что детали к готовым изделиям поставлялись из Украины. Вот вам и фуа-гра. Притом, что Россия сидит на нефти. Так что Крым придется не только кушать, но еще и заправлять в бензобаки. А виноград, видимо, и вовсе использовать в качестве боеприпасов.

Могу порадовать прогнозами аналитиков по поводу предстоящего в январе роста цен на продукты питания в районе 15%. Хотя на 15% они уже и так выросли, как я мог забыть. Еще 15%-это от нынешних ценников, да-да. Мне трудно судить о степени вменяемости нынешних топовых государственных экономистов, но то, что они, мягко говоря, не в состоянии четко ответить на вопросы журналистов –факт. Например. Вопрос: «Вы можете сказать, в чем сейчас следует хранить сбережения россиянам?» А.Улюкаев: «Ровно в том же, в чем хранили до сих пор». Вопрос: «Каков обоснованный курс рубля сейчас?» А.Улюкаев: «Вы хотите, чтобы я назвал эту цифру? Мне это очень трудно сделать. Цифры называть не буду». Оставлю это без комментариев.

Ах да, забыл упомянуть о нефти. Если кто-то думает, что весь мир снова ополчился против России, то он глубоко заблуждается. Весь мир (точнее, весь нефтедобывающий мир) ополчился в этот раз против США, как бы удивительно это ни звучало. Дело в том, что арабские страны оказались весьма озабочены американскими успехами в разработках сланцевой нефти. А ее добыча выгодна лишь в том случае, если цена обычной нефти будет не менее 65 долларов за баррель. Арабы просто увеличили объемы добычи своей нефти. Предложение на рынке выросло, цена товара упала – ничего нового, закон экономики. И так будет, по всей видимости, еще довольно долго.

Добивает на фоне всего происходящего лишь то, что правительство нашей страны на фоне надвигающейся грозы выделило РПЦ 2 миллиарда рублей на строительство храмов. Я уже молчу, что у нас в Конституции Россия провозглашена светским государством. Хотя чего я парюсь – этот документ со дня своего принятия носил чисто декларативный характер. А в нынешней обстановке руководству страны, на ходу выпускающему вожжи из рук, и впрямь остается разве что богу молиться.

P.S. Прикрепляю ссылку на Форексовские котировки. Для интересующихся.