О бразильском "волшебнике"
Сегодня днём на страницах команды Williams в социальных сетях появилась фотография Айртона Сенны, датированная 1994 годом, и сопровождалась она всего несколькими словами: «Помним об Айртоне…»
1 мая того года на седьмом круге Гран При Сан-Марино его Williams FW16 с бортовым номером 2 на скорости свыше 300 км/ч вылетела с трассы в Имоле в повороте Tamburello…
Гонка в тот день всё-таки продолжилась, но через 2 часа 20 минут после финиша было объявлено о смерти великого бразильца, трехкратного чемпиона мира.
С тех пор минуло 28 лет. За это время предпринималось немало попыток составить список лучших гонщиков, выступавших в Формуле 1 за всю долгую историю чемпионата мира, и Айртон Сенна неизменно входил в первую тройку. Но однажды весьма авторитетное и популярное издание обратилось к своим читателям, предложив им просто проголосовать за тех или иных героев автоспорта, кого они считают наиболее достойными
Я смотрел эту гонку по телевизору, как и все истинные поклонники Формулы-1. Сразу же стало понятно, что случилось что то страшное, гонка была остановлена, а бригада скорой помощи очень долго доставала Айртона из болида.Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. В этот момент голова Айртона шевельнулась, вселив во многих уверенность, что с Сенной относительно всё в порядке. Но это был лишь мышечный спазм, свидетельствующий о серьёзной травме головного мозга. Подъехавшая бригада медиков увидела страшную картину: неподвижный пилот в разбитой по правый борт машине, из под шлема которого сочится кровь. С трудом сняв шлем, профессор Уоткинс (главный врач в F1 на тот момент) провел тест, который подтвердил серьёзность травмы головы. Из носа сочилась кровь вперемешку с мозговой жидкостью, была разорвана височная артерия и был раздроблен череп над правым глазом. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию. У Айртона был геморрагический шок и большая кровопотеря. В течение десяти минут медицинская бригада пыталась остановить кровотечение и стабилизировать состояние пилота. Затем, прямо с трассы, ввиду большой серьёзности повреждений, минуя медицинский центр, на вертолёте Сенна был доставлен в госпиталь и подключен к аппарату искусственного дыхания.
«Когда Айртон прибыл в госпиталь, я взглянула на него — он был бледен, лицо его было опухшим — но он оставался красивым и умиротворенным. Я заметила глубокую рану над правым глазом, она была трех-четырех сантиметров глубиной. Но откуда же столько крови под ним? Когда мы его перевернули, то поняли, что очаг повреждений внутри головы, а кровь сочилась сквозь перелом основания черепа… Было принято решение о проведении электроэнцефалограммы».
— врач Мария Тереза Фиандри
После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.
По некоторым данным, смерть была вызвана переломом основания черепа в результате огромной перегрузки в момент удара. Однако в документальном фильме «Сенна» говорится, что на его теле не было ни одной сломанной кости и даже ни одного синяка, то есть если бы роковой кусок подвески прошёл на пару дюймов выше, Сенна бы просто вылез из машины и пошёл в боксы. Однозначно то, что если бы в то время использовали современные средства пассивной безопасности (тросы, крепящие ступицу колеса к корпусу на случай, если при аварии сломаются все рычаги подвески, а также система HANS, ограничивающая перемещение головы относительно плеч), то, исход аварии был бы иным.
После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной — организаторы гонки якобы пошли на это потому, что после немедленном объявлении о смерти гонщика было бы неэтично возобновлять гонку, и её организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки. Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки. Но на самом деле по итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром. Возможно, в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.
Среди экспертов до сих пор нет единства по поводу причин аварии. Высказывались различные версии: от недостаточного прогрева шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности до мгновенной потери сознания пилотом из-за высоких перегрузок (и его привычки задерживать дыхание). Также были версии, связанные с ошибкой Сенны. Наиболее распространённой версией, которая была признана достоверной итальянским судом, проводившим разбирательство, является неисправность рулевого управления: рулевая колонка в болиде Сенны была искусственно удлинена посредством трубчатой вставки (рулевой вал в колонке был разрезан, и в место разреза была вставлена стальная трубка, которую обварили по краю); после аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки, но произошло ли это непосредственно перед аварией (что привело к вылету болида с трассы) или она сломалась от удара — эксперты так и не сумели определить.
Существует ещё одна версия. Из видеозаписи последних кругов перед аварией видно, как из-под днища болида перед поворотом «Тамбурелло», а также перед самим моментом столкновения вылетают искры. Это может свидетельствовать о контакте днища с полотном. Если днище болида касается полотна, то часть веса машины оно берёт на себя, при этом сила сцепления покрышек резко снижается. Так как до этого покрышки типа слик успели остыть за время езды за машиной безопасности, то они не смогли обеспечить нужный уровень сцепных свойств для скорости более 300 км/ч, на которой сорвало с трассы машину Сенны.
Причину аварий Ратценбергера и Сенны можно усмотреть в самой конфигурации трассы: и «Вильнев вираж», и «Тамбурелло» проходились на скорости свыше 300 км/ч, и при этом не имели широких зон безопасности на случай вылета. В 1995 г. оба поворота были перестроены в S-образные шиканы с обширными гравийными «ловушками».
В рукаве комбинезона Сенны был найден испачканный кровью австрийский флаг. По всей видимости, Сенна собирался посвятить свою победу погибшему за день до этого Ратценбергеру, хотя никому не сказал об этом. Остатки машины после судебного разбирательства были возвращены команде «Уильямс» и, согласно её заявлению, уничтожены.
Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост. Сенну похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.
Как и большинству фанатов королевских гонок Айртон всегда запомнится в красно-белых цветах. А его яркие победы пусть не самых быстрых болидах и под проливным дождём навеки в памяти! За свою яркую манеру вождения Сенна получил от прессы прозвище «Волшебник»