Ну а чего вы хотели?.. — II

В день предварительного отбора Иван подошёл к актовому залу университета, в котором уже собралась небольшая группа круглых отличников, желающих занять место в Институте. Проверяющий на входе в зал просил каждого показать ему зачётную книжку, и только после этого пропускал внутрь. Иван подошёл к проверяющему и вежливо попросил позвать руководителя всего этого циркового представления. Он так и сказал — «цирковое представление». Мужчина посмотрел на Ивана оценивающим взглядом – и искорка весёлого настроения промелькнула в его глазах. Казалось, что просьба заурядного внешне юноши чем-то ему даже понравилась. Он незамедлительно вызвал из зала другого мужчину, что-то шепнул ему и показал в сторону Ивана, который немного внутренне дрожал от своей дерзости, которой сам от себя не ожидал. Чтобы как-то расслабиться, юноша немного отошёл от дверей и переместился в центр коридора.


Мужчина, которого позвал проверяющий, вышел из дверей зала – и Иван тут же успокоился, увидев его. Человек, шедший ему навстречу, всем своим видом производил ощущение невероятной надёжности и твёрдости характера. Это был человек, которому хотелось подчиниться незамедлительно, но при этом он совершено не сковывал волю, а наоборот, дарил ощущение свободы и даже какой-то ясности мышления. Подойдя к Ивану, он протянул руку и представился:


– Сергей Андреевич.


– Иван, – коротко сказал юноша, крепко пожимая руку Сергея Андреевича.


– Чего же ты хочешь, Иван? – перешёл к делу мужчина.


– Я хочу высказать одну критическую мысль в отношении ваших конкурсов, а вы меня, пожалуйста, поправьте, если я неправ. Но если я прав, я прошу дать мне возможность пройти испытания не смотря на то, что выше тройки оценки я никогда не получал.


– Я тебя слушаю, Иван, – с готовностью согласился Сергей Андреевич, – излагай свою мысль. Только давай отойдём в сторону, чтобы никому здесь не мешать.


Они отошли от центра коридора в угол, и Иван высказал свою мысль, сам удивившись тому, насколько плавно и легко ему удаётся говорить в присутствии Сергея Андреевича:


– Я пообщался с разными людьми, в том числе с теми, кто прошёл тестовые испытания для работы в Институте. Они сообщили, что вы весьма нечестно ведёте отбор сотрудников. С одной стороны, здесь на этих конкурсах отбор ведётся по формальным параметрам, таким как оценки в вузе, уровень интеллекта, который по сути не показывает ничего, кроме способности человека проходить тест на уровень интеллекта. Затем у вас идут какие-то, прошу прощения, идиотские психологические тесты, позволяющие разделить всё бесконечное многообразие человеческой натуры на четыре примитивных типа, затем каждый из этих типов зачем-то делится ещё на восемь классов, не имеющих отношения к реальности. А итог – всё равно в Институт попадут не те люди, чьи показатели выше остальных, а какие-то другие. Мне сказали, что у вас там кумовство и взяточничество, однако я в это не верю. У меня сложилось иное впечатление. Вместо того, чтобы оценивать людей по этим формальным показателям, вы как-то незаметно определяете наличие в человеке некоторого непонятного для меня фактора. Если этот фактор есть, человек вам подходит, а если нет, то не имеет значения ни уровень его интеллекта, ни способности щёлкать в уме системы дифференциальных уравнений и прочие такие бесполезные для науки таланты. Поэтому, исходя из сказанного, я прошу дать мне возможность пройти в актовый зал, не показывая зачётку. Если я прав, конечно. Если я не прав, я не вижу смысла дальше мечтать о работе в Институте.


Сергей Андреевич некоторое время смотрел на Ивана, а тот смотрел на него. Глаза мужчины были очень глубокими, мудрыми, от них нельзя было ничего скрыть, потому что они пронизывали юношу насквозь. В то же время, чувствовалась в этой силе и некая сдержанность, благодаря чему возникало ощущение, что Сергей Андреевич мог бы многое объяснить Ивану, да тот всё равно не поймёт сейчас. Вместо учительских наставлений и каких-то объяснений, которых ожидал юноша, он услышал, к своему удивлению, простой ответ:


– Ты можешь пройти в зал для тестирования. Приятно было познакомиться, Иван.


Сергей Андреевич пожал руку Ивану, развернулся и пошёл в сторону дверей зала, утвердительно кивнул проверявшему зачётки мужчине, а затем вошёл внутрь. Иван некоторое время не мог прийти в себя от общения с этим странным человеком, но потом опомнился и поспешно подошёл к проверявшему. Тот приглашающим жестом показал на дверь и весело сказал:


– Ну, заходи.