Ножевое (Часть 2)

Всем привет!Решил для любителей ножевой тематики пособирать забавных историй на тему.Оговорюсь сразу истории не мои.Приятного чтения)


Забавный и поучительный разговор с кузнецом.

Всё написанное здесь - правда, которую я лишь слегка "олитературил", придав вид небольшого рассказца и снабдив, для вящей забавности, парой собственных иллюстраций.

Комментировать рассказанное этим человеком не буду - я не кузнец и не химик.

========

Он пришёл за свёрлами (я работаю продавцом инструмента). Ничто не предвещало плохого; было обычное воскресенье...


Было воскресенье, около одиннадцати утра. То самое время, когда граждане, после вечера пятницы и целого дня субботы (святое!) переходят на воскресное пиво, мужественно готовясь к неминуемому понедельнику.

- Братух, свёрла по металлу есть?

Мужчина за прилавком - почти всегда либо "братуха", либо "командир" ("слышь, командир, перфораторы есть?"), хотя у каждого продавца есть бейджик с его именем.

- Диаметр? - отрываюсь от книжки.

- Мне хорошие...

Да, так тоже бывает.

- Сверлить что будете?

- Чугун. Кованный.

Вот чёрт! Кулибин! От него так просто не отделаешься.

- Есть быстрорез. Для сталей с пределом прочности до 900 н/мм кв. Есть кобальтовые - до 1000 н/мм кв.

Как правило, после такой фразы любители с похмелья поболтать по душам либо делают покупку, либо уходят. Но с этим - с этим не сработало.

- А сколько это в роквеллах будет?

Вопрс был задан с таким простодушием, что я впервые посмотрел не СКВОЗЬ него а - НА него.

Зимний комплект камуфляжа. В руке - початая бутылка пива, под мышкой - закрытая. "Охота". Крепкое, конечно. Самая опасная разновидность кулибиных - утренневоскресные кулибины с парой пива.

- По шкале Роквелла, - говорю, - примерно 28-30.

- Мало, - покачал он головой. - Мне как минимум 60 надо... Я - кузнец. Оружием занимаюсь. Холодным... Ну, ножи там, шашки...Иногда заказчики такие попадаются... Сами не знают, чего им надо. Сначала хотят рукоять, намотанную кожей, а потом переигрывают на текстолит. А уже всё закалено...

- Так, может, не стОит закаливать хвостовик до такой твёрдости?

Чёрт потянул меня за язык...

- Так ведь я как закаливаю! - оживился кузнец. - Цепляю на карабин, на цепочку - и врщаю над собой! Закалка получается - во! А ещё лучше, - наклонился он ко мне, - закаливать в серной кислоте. Кислота - она всё лишнее из стали убирает!

Я ожидал уже рассказов о закалке в крови некрещённых младенцев или путём погружения раскалённого клинка в лоно непорочной девы, но реальность превзошла все мои ожидания.

- Человеческое дерьмо знаешь? - интимно спросил кузнец.

Отпираться не было смысла. Знаю. С пелёнок.

- Так вот. Погружаешь на две недели клинок в дерьмо... Дерьмо все примеси из стали на себя принимает...


Автоматически отметив про себя последний метод обработки сталей как несомненно новый, внимаю дальше.

- Щас вообще сталей хороших не осталось. Вот раньше были... Торсионы знаешь?

- Это у танковых люков, что ли? - спрашиваю.

- Да не! - машет рукой этот доблестный работник молота и наковальни. - То разве торсионы! Старую "Волгу" знаешь?

- Да, красивая машина, - говорю.

- Ага. Так вот у ней под крышкой багажника знаешь, какие торсионы! Я как-то скрутил из них пруток, расковал, согнул пополам, снова расковал и потом ещё... Представляешь, сколько слоёв! Выковал из этого шашку. Так вот мой друг - потомственный казак - этой шашкой у меня в кузне узкую часть наковальни - р-р-аз! (взмах свободной от пива рукой) - как колбасу! На шашке - хоть бы зазубрина!

- Да-а...- протянул я. - Ничего не скажешь...

- А то! Знаешь, за что раньше убивали кузнецов?

- Да, видно, было за что! - не выдержал я. Но кузнец был не в состоянии замечать сарказм.

- Их убивали из-за булата. Мало кто знал секрет булатной стали... Вот мой учитель - он единственный в мире разгадал тайну булата. Мне он, правда, всего не объясняет, говорит - дочери всё передам - а мне - так, намёками всё... Догадаюсь - хорошо, не догадаюсь - не дано, значит... Самурайский меч знаешь? Как его там... ну, этот... - он защёлкал пальцами.

- Катана, - говорю.

- Во! Точно, катана. Так вот, у знакомого была катана, он заказывал её японскому мастеру... Самый лучший в мире мастер, делает для коллекционеров, очень дорогие катаны, как его там...

- Кулибин-сан, - говорю я. - Неважно.

- Ну да... Так мой учитель, на спор, своим булатным ножиком - небольшим, вот таким вот (показывает длину примерно с ладонь) - эту катану - р-раз! (опять взмах рукой) - и пополам! Веришь?

- Ну почему бы и нет? - говорю.

(Всему готов поверить, кроме одного: что владелец авторской катаны позволит втыкать в неё что-либо, даже будучи уверенным в том, что меч выдержит. Следы-то всё равно останутся)


Тут мне это всё окончательно наскучило, и я придал лицу "выражение номер 3" (вырабатывается у продавцов годами, Станиславский отдыхает).

Он понял.

- Нету, значит свёрел крепких у тебя? Ну, будь здоров...

Пожав мне руку и поблагодарив за беседу, ушёл...