192

Необучаемый. Часть 2

Первая часть тут. Для лиги лени: я служил в радиоразведке и ко мне в часть прислали бойца с признаками умственной отсталости, пусть будет Серёжа. И за моё незаконченное педагогическое прошлое я был покаран тем, что выдан мне был этот Серёжа на обучение.

Входные данные были такими: английский язык в школе он, конечно, учил, но преподаватели явно не особо старались, т.к. за пределы 500 слов словарный запас не вышел, о временах глаголов Серёжа разве что мельком слышал, а уж что говорить обо всяких фразовых глаголах и устойчивых выражениях... Но насущной необходимости в этом не было, так как первоочередная задача — узнать позывные и отдать пеленгатору команду на определение местоположения.


Но самое главное — Серёжа хотел учиться. Может понимал, что в роте, всеми гонимый, он долго не протянет. Нет, конечно, неуставщины не было, но отношение к нему было у сержантов-контрактников и водившихся вокруг них стайкой срочников, не взятых на БД и оттого ходивших сутки через двое в наряды, от "гыгы, какой тупенький" до "пшёл вон отсюда, придурок". Не самая приятная атмосфера, не так ли? На боевых же дежурствах никто особо никого не третировал: выполняешь работу хорошо — держи плюсцов спасибо и на том. Накосячил — вот тут уж лови по всей строгости. На ночных позволялось и чаю себе сделать и даже печенья к чаю принести.

Первым делом я посадил его учить фонетический алфавит, так как все кодированные распоряжения передавались именно на нём, а отсылать их в центр необходимо было в течение 2—5 минут. То есть распоряжение должно было записываться "с эфира" на бумажку и тут же сдаваться на телеграф. Для этого было необходимо знать на зубок этот самый алфавит и чётко воспринимать на слух каждую из его букв и цифр. И вот тут я столкнулся с первой проблемой — если сам алфавит спустя неделю он кое-как выучил (это несложно, многие из букв алфавита мы все могли встретить в боевиках, а десять цифр учили ещё в начальной школе), то с восприятием на слух оказались проблемы. Слуховая практика у него отсутствовала как класс.


Когда стажировался я, меня просто сажали слушать эти самые кодограммы, а я пытался записать что слышу. Несмотря на то, что кодограммы произносятся чётким дикторским голосом (иногда кажется, что механическим, но это не так — голоса то и дело меняются), понятно далеко не всегда. Я решил пойти более мелкими ступеньками: записал около 20 кодограмм на аудио и на бумагу и посадил его слушать кодограммы, следя за текстом. Через 4 дня стал включать ему рандомную кодограмму, чтоб он угадывал. А через 2 дня (за которые он ни разу не ошибся) я не сказав ему ничего подменил и листок с кодограммами и сами записи. И он угадал все! Вот сейчас понимаю, что это не ахти какое достижение, но в тот момент я так обрадовался, что на следующую смену притащил пару пирожных из чипка и устроил ему небольшой праздник.


Надо сказать, что мои сослуживцы в большинстве своём заняли нейтральную позицию, мол учится, ну и хрен с ним. Но парочка регулярно интересовались его успехами и после краткого рассказа... удивлялись, что ж это я его, такого тормоза, не бью (есть способы физического воздействия на бойца, так или иначе не попадающие под неуставщину) и даже не "прокачиваю" (принуждаю к физическим упражнениям), мол так он быстрее учиться будет. Несколько раз я заставал этих ребят за попытками "прокачать" Серёжу, но, к моему или своему счастью, он при таких попытках начинал страшно тупить и мяться, чем выигрывал время до моего прихода. После третьего такого раза пришлось провести с ребятами серьёзный разговор, который, к-счастью, не перешёл на повышенные тона, и от Серёжи отстали.

В итоге, спустя где-то 3-4 недели (точно не помню, получалось 3 смены за 2 суток, т.е. и спали столько же раз, что сбивало биологические часы напрочь) я мог в случае чего оставить Серёжу принимать кодограммы и не бояться быть наказанным за их пропуск, который был крупнейшим из возможных залётов, сопоставимый, разве что, с пропуском выхода в эфир Airforce 1 (самолёт президента США).

Опять что-то многовато, будет третья часть.