Немного о профессии Машинист автокрана

Итак, давно хотел рассказать о своей профессии, а тут вроде как анонсировали неделю авторских постов.
Я работаю крановщиком практически 13 лет. Начал ещё в армии, а сейчас я совладелец автокрана, так что имею право называть кран своим. Но обо всём по порядку.
Если вы рассматриваете данную профессию для трудоустройства, то для входа есть несколько путей:
Отучиться в специализированном заведении после 11классов школы в течение 6месяцев. Параллельно получая в/у. Далее 3месяца производственной практики,на которую многие забивают, но я проходил, и экзамен с получением диплома и удостоверения. Это мой вариант.
Можно устроиться на предприятие где требуются крановщики и за счёт предприятия пройти обучение, ну естественно у вас должно быть в/у категории С. Вас не обязательно будут гонять на занятия, могут просто сделать удостоверение, а обучить на месте.
Можно тупо купить удостоверение, сейчас подобных услуг от всяких онлайн курсов как говна за баней. Цена от 5к.
Лично я считаю наиболее приемлемый вариант второй. Во первых по деньгам, во вторых вы сразу будете трудоустроены и в третьих вы сразу будете практиковаться на технике на которой предстоит работать, а не на доисторическом куске металлолома.
Мне учеба особо ничего не дала. Всё что я там запомнил, это знаковую сигнализацию. Основные навыки и знания вы получите только на практике.
Что по самой работе. К своему огорчению мне не слишком нравится эта работа. В ней как и во многих других есть и положительные моменты и отрицательные. По крайней мере в том сегменте в котором я работаю, а это автокран 25т очень много распиздяйства со всех сторон и это напрягает. Начнем с плохих, на мой субъективный взгляд моментов.
Вся ответственность на крановщике. Причём если вы работаете на серьёзном объекте со всеми бумагами и разрешениями этой ответственности внезапно намного меньше, чем при работе у какого-либо Степана на даче, где нет ни стропальщиков ни ИТР.Когда вы работаете по всем правилам вся ответственность расходится на стропальщиков, крановщика, ответственного за работу крана, а также ответственного за исправное состояние крана. По сути крановщик должен выполнять сигналы стропальщика, не путать и аккуратно работать с рычагами ну и следить за показаниями компьютера дабы не влезть в перегруз или нерабочую зону. Всё. С этим справиться абсолютно кто угодно. Но основная масса работы происходит на объектах где о таком даже не слышали. Тебе ставят задачу, а дальше крутись как хочешь. Ищи подкладки под опоры если грунт рыхлый или корявый, пинай тех кого тебе дали в качестве стропальщиков, в основном они вообще не одупляют ничего. Никто не знает ни веса груза, ни схемы строповки, крановщик должен всё это делать сам. Рядом ЛЭП? Да насрать и растереть, не ссы всё норм будет. Хреновые гнилые петли на плитах? Да вообще пох и же загрузили. Давай ещё по две выгрузим, а то лень. Свалить из кузова при подъёме, так как может тупо раздавить? Ты чо охренел, я тебе тут прыгать буду. Конечно так не всегда, но довольно часто.
Так как эта техника одна из самых распространённых многие вообще не осознают опасности и сложности некоторых манипуляций. Поработав пару раз с краном многие начинают думать, что что то понимают и даже пытаются поучать, от этого особенно горит жопа. Человек понятия не имеет что кран крану рознь несмотря на одинаковую максимальную грузоподъемность. Вот для примера две таблицы

Немного о профессии Машинист автокрана Автокран, Работа, Длиннопост, Мат
Немного о профессии Машинист автокрана Автокран, Работа, Длиннопост, Мат

Оба крана имеют г/п 25т но первый на вылете в 14м поднимет 1,5т, а второй 3т.
Вылет это расстояние по горизонтали от поворотной оси крана, до поворотной оси грузового крюка, то есть нижняя линия на схеме.
И когда ты приезжаешь на объект где вчера работал более серьезный кран и по объективным причинам не можешь сделать то, что делал он, ты получишь тонну негатива, и мало кому ты сможешь объяснить причину такой разницы.
Ещё один негативный момент сделали так называемые "крутые крановщики". Их ещё называют " вчерамог". У автокрана есть нехилый запас прочности, он не упадёт от небольшого перегруза. Машины до 2005г были вообще бессмертные. И именно этот запас использует "вчерамог". Поднять кран на дыбы? Пффф, говно вопрос. Дать перегруз 200%? Да как два пальца.
Чтобы вы понимали, кран может поднять вес превышающий грузоподъемность на 25%. Так проверяют автокраны при прохождении ТО. Называется статическое испытание. Но при работе выходить за рамки более 105% не даст компьютер ОНК (ограничитель наклона крана). У большинства его возможность отключать выполнение операций при перегрузе/крене/срабатывании концевого выключателя/зоне ЛЭП/нерабочей зоне заблокирована шунтом. Шунт это кусок провода замыкающий нужные контакты. И благодаря этой уловке господа профессионалы свято веря в запас прочности делают всякое рискованное непотребство, а ты приехав на объект получаешь ушат помоев за то, что не хочешь подвергать риску жизни строителей, а также риску угробить технику, груз и себя в том числе. Остаётся либо чудить, либо искать способ сделать без перегруза, что очень многим не нравится, так как перестановки крана занимают время, либо просто помахать ручкой и покинуть объект без денег и с упущеным временем.
Я однажды поехал погрузить контейнер холодильник на машину, со слов заказчика вес 7т, сложность в наличии ЛЭП поблизости. Я приехал попытался поднять, но не смог, весы показали 14т при этом контейнер всё ещё стоял на блоках фбс. Я попытался объяснить заказчику, что сделать не смогу, так как уменьшить вылет нет возможности, на что он и пять человек бригады заявили, что вчера приезжал кран 16т, поднял, но не смог завести груз на бок. Я попытался объяснить, что это невозможно, но всем было плевать. Я оставил номер знакомого на кране 32т и уехал. Вечером крановщик с 32т позвонил и сообщил, что с огромным трудом смог осуществить погрузку, а вес составил 19т. Но все продолжали твердить, что мы оба ослы, а 16т всё поднял.
Также из плохого. Я работаю на ИП и в основном работа по звонку. Бывают конечно длительные заказы, по месяцу и более, но в основном мне поступает звонок, я еду на адрес, выполняю работу, получаю деньги и свободен или на другой заказ если позволяет время. Предугадать нельзя ничего. Я забыл что такое строить планы даже на завтра. Можно две недели сидеть дома, но при этом быть готовым сорваться в любой момент, а можно пол года работать по 9-10ч без выходных. Конечно можно договориться с шефом на выходные. Конечно при условии отсутствия заказа на эти дни. Но по закону подлости может случится форс мажор и придется всё бросить и лететь спасать. К слову он это ценит и деньгами не обижает.
Коммандировки. Чертова лотерея. С одной стороны неплохо. Есть какая-то определенность, ежедневная занятость, плюс проще работать с одними и теми же людьми. Но с другой стороны занятость может быть такая, что поссать не отойдешь, выходных может не быть долго, а бригада может оказаться маргинальным сбродом. Плюс жильё бывает очень разное, прям от зассаного вагона, когда лучше спать в кабине, до классной гостиницы с завтраком и шоколадками на подушке. Конечно в самую жопу мы не едем, но всё равно бывают нехорошие моменты.
Кидалово. Это явление я встречал только на длительных заказах. На однодневках могут клянчить скидку, пытаться наехать за якобы медленную работу, но всё платят. А вот с длительными заказами хуже. Оплата в основном задерживается, в среднем заказчик постоянно должен 100-150тыс, вечное нытьё и прочее. Лично мне на данный момент должны более 100тыс рублей, это сущие копейки по сравнению с тем что должны моим знакомым владельцам техники. Судиться можно, но как правило заказчик банкротится, и шлёт всех лесом, а приставы не особо чешутся. К слову шефа кидал не раз, но он всегда выплачивал зарплату. Однажды продал авто жены, чтобы рассчитаться в трудный период.
Ну а теперь немного позитива в этот беспросветный пиздец.
Зарплаты в основном неплохие. В нашей фирме зп это оклад 20к плюс 15% от чёрного вала плюс коммандировочные если потребуются. Час работы крана стоит от 2200 до 3000 в зависимости от длительности и сложности. Кран заказывается на смену это 8ч. Даже если вам нужно поднять станок и тут же опустить это всё равно смена. В тяжёлые периоды можем пойти на уступки, но это обсуждается с крановщиком.
В случае отсутствия работы крановщик получает 25к в месяц тупо сидя дома. Но подобной практики не было ни разу за последние 10лет.
У тебя всегда есть место где зимой тепло, а летом тень, всегда есть где переодеться,поспать,пообедать. Ты всегда под крышей в отличие от бригады. Особенно это ценишь, когда идёт дождь, а бетон лить надо.
Иногда на длительных заказах ты днями пинаешь хуи, тупо сидя в кабине и смотря сериалы либо колличество работы минимально.
За один день можно поднять 2-3 смены. Когда поступают быстрые заказы с полной оплатой. Кстати дорога за городом оплачивается из рассчета 80₽/км. Рассчет в обе стороны. То есть до объекта 100 км нужно погрузить к примеру комбайн, по времени на это уходит часов 5 а валовый доход составит 33600,что равно 5040₽ зарплаты за день.
В самый удачный день я привёз 67000. Тогда мне дважды очень повезло.
Что я хочу сказать в итоге, лично мне, несмотря на неплохой доход и прочее не особо нравится эта работа. В основном из за распиздяйского отношения людей к ней и довольно высоких рисков как попасть на большие деньги, так присесть в тюрьму или в наихудшем случае врезать дуба. Все мои попытки обезопасить процесс и снизить риски в основном встречаются с крайним негативом и попросту непониманием. Говорят на более серьезных машинах от 100т раздолбайства меньше, надеюсь что так. Всё о чем я написал это личный опыт в работе крана по заказам в городе. На предприятии скорее всего многое иначе, но распиздяйство думаю такое же.
Спасибо что дочитали.