Негласные правила поведения в московском метро
Метро для коренного москвича – это больше, чем транспорт. Это даже больше, чем часть жизни. Это – настоящее продолжение коренного москвича, часть его самого. Так как считаем метро и москвича единым организмом, то понятно, что любые сбои в нем вызывают лютый дискомфорт. К сожалению, в "нерезиновую" сейчас приехало много людей, которые совершенно не желают воспринимать метро как часть себя и не знают элементарных порядков. Итак, вот список правил, которые лучше соблюдать, чтобы максимально комфортно чувствовать себя в подземном городе и не доставлять неудобств другим.
1. Вход в метро. Начнем со входа в этот храм.
- Стеклянные двери метро тугие, резкие и тяжелые. Поэтому их надо придерживать, чтобы эта дверь не ударила сзади идущего. Как вариант, если не желаешь придерживать, – открывай дверь на себя. Так она никого не ударит.
- Доставай проездной заранее, не надо вставать перед турникетами, особенно в часпик, и начинать рыться в своей сумке-рюкзаке-карманах. Отдельного порицания заслуживают персонажи, которые кладут проездной во внешний (а то и не во внешний) кармашек своей авоськи и начинают её всю прикладывать к желтому кружку на турникете. Я еще НИ РАЗУ не видела, чтобы карточка таким макаром сработала с первого раза.
2. Ваша скорость передвижения. Хотела сделать "эскалатор" вторым пунктом, но, считаю, что нужно сначала разъяснить важность адекватной оценки своей скорости передвижения. Это необходимо и для правильного поведения на, перед и после эскалатора, и в переходах, и на перроне. Итак, клише, что москвичи вечно куда-то торопятся, вовсе не клише. Жизнь огромного города действительно задает определенный ритм и он, как правило, сумасшедший. Над этим можно смеяться, это можно осуждать, но это факт. Лично я вечно спешу, поэтому ношу удобную обувь и хожу очень быстро.
Находясь в метро, постарайся реалистично оценить свою скорость передвижения. Если ты по каким-то причинам странный человек и никуда не торопишься или просто не можешь быстро ходить, всегда перед эскалатором, на нем и в переходах держись правее. Представь, что пространство метро – это шоссе. Ты представляешь, что будет, если ты займешь крайний левый ряд и будешь ехать в нем со скоростью 60 км/час? Вот и в метро так. Не надо вальяжно плестись в "левой полосе". Она предназначена для 120 км/час.
3. Эскалатор. Если ты тихоход, то держись правее, иди спокойно в очереди к правой стороне эскалатора. Не надо пытаться пройти левее, чтобы перед самым эскалатором протиснуться к правой стороне. Это очень раздражает нормальных людей, которые идут в очереди, кроме того, создает помеху для прохода по эскалатору по левой стороне. Если уж идешь в "левой" полосе, то тогда будь добр идти и по эскалатору тоже. И не важно – вниз он едет или вверх.
Если уж ты встал справа на эскалаторе, то убедись, что твои авоськи-дети-самокаты-ты сам не мешают проходу по левой стороне. И не надо перед спуском с эскалатора вставать на левую сторону и стоять там. Слева идут люди. Питерцы мне говорили, что они этим грешат. Не знаю, впрочем, массовое ли это явление в Северной столице, но так делать не надо.
Да, важное замечание и для коренных москвичей: по эскалатору слева можно проходить, а не пробегать. Во-первых, бегать по эскалатору небезопасно, во-вторых, такие бегуны раздражают законопослушных граждан, которые идут по левой стороне (быстро), а сзади топот несущегося сайгака, который при первом удобном случае еще будет пытаться обогнуть тебя справа. Не надо бегать.
4. Вход в вагон метро. Помимо того, что москвичи вечно торопятся, многие еще адски устают. Поэтому за вожделенное сидячее место в метро иногда разворачиваются целые бои. Итак, твоя задача при входе в вагон, несмотря на желание заскочить в него первым и, возможно, занять сидение, дать сначала спокойно выйти людям из вагона. Выстраиваемся у дверей, не блокируя проход, и не пытаясь затиснуться, пока из него не выйдут все.
В московском метро есть несколько станций, на которых наклейками на перроне указано, где будет находиться дверь. Это удобно, чтобы не встать прямо напротив двери, а выстроиться рядом. Однако таких станций очень мало. На тех станциях, где они часто ездят, коренные москвичи просто запоминают расщелины или другие опознавательные приметы на стене, напротив которых останавливается дверь.
Если ты встанешь на перроне в ожидании поезда рядом с человеком, который начал ожидать раньше тебя, и при подъехавшем поезде окажешься прямо перед дверью, то не надо пытаться оттеснить этого человека дальше от двери, чтобы пропустить народ, выходящий из вагона. С опытным москвичом такие шутки не прокатывают. Лично я стою как вкопанная, и нахалу приходится отойти за меня, по той простой причине, что кто первый встал, того и тапки.
Не надо вскакивать в вагон, когда двери уже закрываются. Это опасно – тебя может прищемить дверьми, это больно, или ты можешь сбить людей, которые стоят в вагоне у дверей.
5. Вагон. Ох, боюсь, это целый трактат получится… Итак, запомни – чем тебя меньше, тем лучше. Поэтому сними рюкзак со спины и держи его в руках перед собой. Объемных женских сумок, которые дамы любят вешать на плечо, это тоже касается. Убавь звук в наушниках. Не играй в стрелялки без наушников (да, такие кадры мне тоже встречались). Когда не час пик и народу немного – все достаточно просто. Треш начинается в часы пик.
Итак. Зайдя в вагон, при отсутствии свободных сидячих мест, попытайся найти место, где ты сможешь держаться за поручень. Если тебе повезло и удалось ухватиться за вертикальный поручень на углу скамейки, то не надо обвивать его всем телом, как родного. Ты не один, а поручень длинный, и за него могут держаться еще пара-тройка человек, если ты не будешь загораживать его своей тушей.
Если пробиться к поручню не удалось, и ты втиснулся в толпу перед входной дверью, постарайся развернуться лицом к ней. Так ты сможешь избежать дискомфортной ситуации нахождения очень близко лицом к лицу с незнакомым человеком, а также занять наиболее устойчивое положение. Если ты будешь стоять лицом по ходу движения поезда (или спиной), то при резком торможении на месте ты не удержишься и на кого-то точно упадешь. А такие торможения случаются, к сожалению, часто.
Место в углу у дверей считается лучшим после сидячего. Дело в том, что там можно устойчиво стоять, не держась за поручень. Здесь правил немного, но они есть:
- если ты крупный человек, старайся стоять так, чтобы опять-таки не блокировать вертикальный поручень, за который могли бы держаться люди;
- в час пик нельзя вытеснять при входе в вагон человека с этого места. Можно вминать вглубь вагона тех, кто стоит перед дверью, но не тех, кто по бокам;
- если ты сидишь на крайнем месте, не надо выставлять локоть, так, что он мешает тому, кто стоит к тебе спиной в этом уголке. Да, такое я тоже встречала, причем молодой парень на мою вежливую просьбу убрать руку, ответил невежливым отказом.
Даже если ты погружен в музыку или сериальчик в телефоне, следи за своей остановкой. К выходу из поезда совершенно не зазорно готовиться заранее. Не стесняйся спрашивать людей, стоящих перед тобой, выходят ли они на следующей. Если не выходят – все с радостью поменяются с тобой местами.
Если ты понимаешь вдруг, что это твоя остановка, ты ее провафлил, уже успели зайти новые пассажиры, а дверь вот-вот закроется, то не надо нестись на выход, расталкивая людей. Вернешься со следующей станции, раз сам дурак.
Ну и напоследок в этом разделе: если ты – здоровый мужчина, уступай сидячее место хотя бы пожилым и беременным.
6. Переходы. На некоторых переходах со станцию на станцию в метро в часы пик бывают настоящие заторы. Не надо перелезать через железную оградку, чтобы оказаться поближе к эскалатору – ты можешь задеть своими конечностям стоящих в заторе людей. Не надо идти против встречного потока, чтобы пролезть к эскалатору у будки дежурного. За это горят в аду. Короче, не надо пытаться обгонять людей. Пойми – все спешат на работу или учебу, не ты один.
Да, и не надо фотографировать затор. На мой взгляд, это выглядит крайне глупо, и так могут делать только приезжие, потому что ни одного москвича не может шокировать тот факт, что утром и вечером в большом городе могут быть пробки в метро и на дорогах.
В лестничных переходах бывает два или три тоннеля. Так вот, не надо бежать справа по лестнице встречного движения, мешая подниматься людям.
Вроде все.
Уважаемый приезжий или несознательный москвич. Эти правила написаны слезами. Составлены они для того, чтобы проводить в максимальном комфорте те часы, которые за год складываются в дни, что нам приходится проводить в метро, а не потому, что мы, москвичи, вредные снобы.
И последнее: просто уважай окружающих. Это, кстати, не только метро касается.