Народная религия молдаван-румын

Народная религия молдаван-румын

Изучая монографии и исследования господина Тудора Памфиле- румынского этнографа и фольклориста, я хотел бы озвучить некоторые выводы о крестьянской религии молдаван-румын на протяжении веков- что из себя представляет вера крестьян и моих предков. В этой статье я постараюсь затронуть многие стороны вопроса, и прибегнув к источникам дать оценку крестьянской вере.

I. Манифестационизм vs Креационизм

Креационизм предполагает отстраненность Бога от мира. Клод Тремонтан пишет: «Идея творения подразумевает коренное различие между творцом и сотворенным, а также трансцендентность создателя» Подобное утверждение содержится в самом начале Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В языческих религиях мир является манифестацией Бога- в индуизме Брахмы, к примеру. В народной крестьянской религии сохранилось языческое мировоззрение. Земля является Богородицей, Небо- Богом, Солнце- глазом Бога и т.д. В авраамизме Солнце, Луна, Ветер, Земля не обладают душой- они созданы для человека. В крестьянском мировоззрении все было с точностью до наоборот: они являются абсолютно живыми, их наделяют эпитетами ”Святой” ( к пр. Святое Солнце)[1].

II. Святые или боги?

Не раз уже проводилась параллель в этнографической среде между языческими богами и христианскими святыми. Излюбленный и банальнейший пример: Илья-Пророк. Считалось, что Илья мечет молниями в бесов которые скрываются под деревьями, гром- это грохот его колесницы[2]. В крестьянской мифологии окружающая нас природа: Луна, Небо, Земля и т.д часто становятся героями мифов и сказок, где проявляют себя как как боги: в одной из легенд Солнце, Луна и Ветер восстают против Бога (Неба), пытаясь поставить на трон Солнце, а в другом мифе Солнце пытается убить своего брата Ветра, но Богородица (Мать-Земля) отговаривает его[3]. Если подытожить, можно сказать, что отношение ко всему миру было сакральным, а крестьянин жил в мире духов, предков, разных существ и святых (под чьими масками часто скрывались языческие боги). Этим святым, духам молились и приносили жертвы: при Новой Луне в жертву приносились хлеб и соль дабы она дала богатства, при построении нового дома Земле приносили в жертву голову курицы и т.д. [4]

III. Ритуалы

Дохристианские обычаи соединились с языческими и таким образом в христианском празднике иногда имели место абсолютно языческие ритуалы. Колядование в канун Рождества очевидно происходит от славянских/фракийских и римских обычаев- само слово colindarea происходит от латинского calendae- праздник богини брака Юноны, которая чествовалась в первые дни месяца. Во время засухи дети по обычаю лепили человека из глины- Калояна, которого после воспроизводимой поминальной процессии бросали в колодец с просьбой прийти к Богу и попросить вызвать дождь[5]- ритуал, что сближает нас с дакийским жертвоприношением который описывает Геродот в Истории, где даки приносят в жертву Замолксису человека, чтобы тот попросил бога о чем-то. И летнее солнцестояние-Сынзианы мы можем связать с праздником римской богини Дианы, и Мэрцишор, и Драгобете. Не замечаемые столь обыденные для молдаван Paștele Blăjinilor, скорее всего, имеют языческие корни и предполагают чествование предков (приходя на кладбище и поминая мертвых родственников у самого родственники разливали вино на могилу, как бы принося в жертву предкам вино). Не будем уже говорить о других, не менее языческих ритуалах о которых я писал раннее.

IV. Демонология

Отношения человека и мира определяются также через духов, с которыми крестьяне активно взаимодействовали. Так, в румынском доме обязательно обитает его хранитель- Змей Дома (Шарпеле Касей), который заботится о нем. Духи есть хорошие и плохие. В румынской этнографической традиции сохранился сюжет о так называемой Святой Пятнице (Сфы́нта Ви́нерь по-румынски). Это дух наказывает хозяек которые в четверг вечером позволяют себе работать. С этим духом перекликаются также духи Ма́рць Ся́ра (Вечер Вторника), и Жо́ймарица. Или, например, Удача олицетворена- это дух, который живет в другом мире, и определяет удачу и удел человека. Румынские мойры- орсницы, три сестры определяющие судьбу при прождении призываются, задабриваются жертвами в виде еды[6].

V. Паганизрованный христианский нарратив

После христианизации глобальных метаморфоз в сознании не произошло, многие догматы были не понятны крестьянству, и поэтому крестьянство создавало свои этиологические мифы, дающие объяснение тому или иному догмату. К примеру, существует миф о том, что нужно держать четыре поста, так как Иуда Искариот чуть не прогрыз столпы на которых держится Земля, и тогда люди заключили договор с Богом, по которому обязывались соблюдать четыре поста взамен на ангелов, которые будут охранять эти столпы. Когда люди перестанут их соблюдать, Иуда прогрызет все четыре столпа и Земля падет[7]. Многие библейские нарративы были паганизрованы, в них был внедрены языческие мотивы: после изгнания Адама и Евы, Еву совращает дьявол. Адам замечает это, и решает построить корабль на которым бы отплыл с ней подальше от нечистого. Тогда Сатана прыгает в корабль в виде мыши, а кошка ловит и съедает его, при этом сама получает от него колдовские свойства- светящиеся в темноте глаза. Или приведем в пример этиологический миф о появлении гор: Мать-Земля решила скрыть Иисуса от евреев и создает таким образом горы[8].

VI. Линейность или цикличность времени?

В авраамизме время является линейным. В язычестве- цикличным. В авраамизме историческое мышление доминирует, тогда как в языческом мышление мифологическое- то есть за пределами времени исторического. В христианстве время проходит от точки а- сотворение мира, до его конца, после которого не будет истории, а будет царство вечное. В языческом миропонимании время циклично, от Золотого Века оно проходит к Железному, после чего происходит конец и новое перерождение, как это описано и в индуизме, и в Эдде, и у Гесиода. В румынской мифологии эсхатология также занимает значительное место. Считается также, что после конца света время не остановится- напротив: бог создаст новое поколение людей, которые заселят Землю, и цикл повторится[8]. Это принципиально отличается от христианской авраамической эсхатологии, и является языческим восприятием времени.

VII. Идентичность крестьянина- христианство?

И это правда. Крестьянин демонизировал языческое, язычники в историях представали в качестве врагов. У него была абсолютная христианская идентичность, но, тем не менее, как мы выяснили ранее, он был носителем языческой традиции, язычество которой выражалось во всех аспектах религиозной жизни.

Подытожив все написанное, я прихожу к выводу, что крестьянин был носителем языческой религии которая имела христианский внешний вид. Христианство было во многом формальным, крестьянин приходя на церковную литургию не понимал ни ее смысла, ни слов. Под святыми скрывались языческие боги, которым он приносил жертвы и молился. Не смотря на слова духовенства о бесах (то есть о всех этих духах) он все равно активно взаимодействовал с ними.
Он не понимал отличий между локальными верованиями и христианством, соединяя это. Но в основе его веры лежал:
а) манифестационизм- бог во всем
б) почитание природы, предков и т.п
в) паганизированные христианские и языческие нарративы.

По материалам:
[1]- Cerul și Podoabele lui- T. Pamfile
[2], [3], [5]- Văzduhul- T. Pamfile
[4]- Gh. Chiaușanu- Superstițiile poporului român
[6]- Dușmani și prieteni ale omului- T. Pamfile
[7]- Sfârșitul Lumii- T. Pamfile
[8]- Pământul- T. Pamfile
[9]- Povestea lumii de demult- T. Pamfile

Картина: Матерь Мира- Николай Рерих

Народная религия молдаван-румын Румыния, Молдова, Этнография, Длиннопост

Источник:

https://vk.com/wall-206505135_91