Наблюдения о работе в школе. Поиск работы.

Сейчас активно ищу работу в школе по специальности "учитель истории". Расскажу о своем личном опыте, который только мой личный, относится только ко мне и вообще имхо.


1) Вероятность наткнуться на фейковую вакансию в школу на каком-либо сайте крайне мала. Видимо, школа не настолько привлекательное место работы, чтобы использовать его в качестве приманки. Я делаю так: вижу вакансию, в которой указывается номер школы. Больше ничего от сайта с вакансиями не надо, иду напрямую на сайт школы, там есть телефон секретаря и емейл. Звоним секретарю, уточняем, в силе ли вакансия. После присылаем резюме или договариваемся о собеседовании.


2) Не стоит просто молча отправлять резюме на адрес школы, без предварительного звонка. Это так не работает. На примерно два десятка таких писем ответила только одна частная школа, остальные просто проигнорировали. (Естественно, к резюме прилагалось письмо, кто такой, где увидел вакансию и тыды). Так что только после звонка секретарю или учебную часть. (Опять же, это только мой личный опыт).


3) Приходить желательно в той одежде, в которой собираешься работать. Как-то пришлось прийти слегка кэжуал (золотые ботинки, лол), директор с порога довольно грубо прокомментировала это. Большинство женщин учителей одеваются в стиле "ублюдский деловой" - офисные фасоны и яркие старческие цвета (типа свекольного вельветового пиджака, рубашки, ряда бусиков). НО! Если школа частная и "элитная", администрация там будет более молодой, презентабельной и одетой "лакшери деловой", к ним надо приходить в том же стиле.


4) К учителям без педагогического образования относятся по-разному, но чаще положительно. Правда, некоторые тетки из администрации могут заявить, что раз вы историк, а не "учитель истории", вы не можете работать в школе. Тогда надо спокойно процитировать и дать ссылку на закон. Никаких курсов, переквалификации не требуется, в школе можно работать имея профильное образование по тому предмету, который будешь вести. Сильный аргумент: "у нас школьная практика была". Раз водили в школу, значит, можешь в ней работать, все логично)


5) Попытаются дать классное руководство! Сразу, в первый год! Если только начинаете работать в школе (первый опыт), всеми силами отказываться! Это ад, треш и пиздец! Нормальный класс новому человеку не дадут никогда! Говорить: "мне сначала нужно освоиться, наладить учебный процесс, классное руководство - слишком большая ответственность в первый год в профессии". Классное руководство увеличивает объем работы в два раза в лучшем случае! Мне на первом собеседовании чудом удалось отвертеться от классного руководства, в итоге проблемный класс дали другому новому учителю (с опытом), и она просто жила в школе, сопровождая своих дебилов на все их уроки, у нее не было выходных и окон, и она постоянно выслушивала претензии к ним от других учителей. Так как если твой класс плохо ведет себя на твоем уроке - это твоя проблема, а если он плохо ведет себя на уроке, например, физики, а ты - классный руководитель, это наполовину становится твоя проблема!


6) Обещают огромные зарплаты, 50-60-70 тысяч и так далее. Мне говорили: "в среднем у нас учитель получает 80 тысяч в месяц". Ага, как в анекдоте: директор завода ест мясо, а рабочие - капусту, в среднем едят голубцы. На сайте пишут: "от 50", после собеседования производят расчет - в лучшем случае 30. Это Москва, тут это мало! З/п увеличивается в зависимости от категории (первая/высшая) и наличия публикаций и научной степени. Когда только пришел, будешь пахать на минималку.


7) Отсутствие опыта существенно снижает шансы устроиться на работу. Никто не хочет рисковать, так как свежий выпускник не представляет себе, какой это адок. Человек может просто сбежать посреди четверти или не выйти на работу, этого очень бояться. Но, с другой стороны, длительность стажа существенной роли не играет, если он больше года. Так как за год все понимают, их это или не их. Если человек отработал в школе год и хочет еще, он уже никуда не денется. То есть молодого учителя с небольшим (1-3 года), но опытом, примут очень радушно.


8) Собеседования, как правило, очень короткие. 10-15 минут, редко дольше. Определяют просто нравишься или нет, приятный человек или нет. Задают вопросы про опыт и образование, про жизнь, почему идешь в школу и тд. Только в частных, и то не всегда, могут предложить провести пробный урок, либо перед классом, либо перед администрацией. В остальном вопросы именно по твоему предмету никого не интересуют. Ты его вообще можешь не знать) Главное, специфическая терминология и бумажки (учебный план, поурочное планирование, рабочая программа и тд). Проверяют, знаешь ли ты, что это такое. Обычно достаточно сказать, что да, слышал-видел, и в вузе вы с этим работали. Сразу успокаиваются.


9) Конкуренция большая! Хотя казалось бы... Но да, конкуренция на каждое место реально есть, по крайней мере в московские школы. Вот тут пригодится крутой, даже если непрофильный вуз, например, МГУ) Топовый вуз однозначно уделывает какое-нибудь вечернее отделение провинциального педа. Плюс работникам школы это даже слегка льстит (мне так кажется) - значит, человек действительно идет в школу ради какой-то идеи, призвания (очень любят эти слова), а не потому, что больше некуда идти.


10) Ну и последнее: искать работу на осень начинать весной!) Самый сезон. В течение года и со второй половины лета устроиться уже практически нереально.


Если кому-то будет интересно, расскажу про свой опыт работы в школе и общения с администрацией.