На слуховые галлюцинации влияет культура

Путём голосования этот пост был выбран для перевода из этой подборки: «Сегодня я узнал #2»


Таня Лурманн, антрополог Стэнфордского университета, установила, что слуховые галлюцинации, связанные с появлением «голосов», с которыми сталкиваются люди с серьёзными психическими расстройствами, в основе своего формирования имеют местные культурные особенности. Так, в США они обычно звучат резко и угрожающе, а вот в Африке и Индии они более дружественные и даже иногда звучат с шутливыми интонациями. Она полагает, что это наблюдение может иметь клинические значения, на основании которых будут определяться способы, посредством которых будет назначаться лечение больным шизофренией.

На слуховые галлюцинации влияет культура Перевод, Сегодня я узнал, Психология, Длиннопост

Таня Лурманн, профессор антропологии, изучает, как культура влияет на переживания людей, столкнувшихся с слуховыми галлюцинациями в Индии, Гане и США


Последние исследования, проведённые в Стэнфордском университете, показывают, что люди, страдающие шизофренией, могут сталкиваться со слуховыми галлюцинациями - слышать различные «голоса» в зависимости от культурного контекста, в котором пациенты формируются.

Таня Лурманн, профессор антропологии Стэнфордского университета и первый автор соответствующей статьи, опубликованной в Британском журнале психиатрии, отмечает, что «голоса», которые слышат больные в Северной Америке, имеют более жёсткий характер, тогда как в Африке и Индии они звучат мягче.


Согласно исследованиям Лурманн, опыт восприятия «голосов» сложен и различен у каждого человека. Последнее исследование показывает, что на данный опыт оказывает влияние социальное и культурное окружение индивида, который эти «голоса» слышит, а это в свою очередь важно для выбора методов лечения.


В одном из своих интервью Лурманн отмечает, что клинические специалисты из США «нередко соотносят слышимые людьми «голоса» с психозами и полагают, что они являются малоинтересным побочным продуктом неврологического генеза, на который не стоит обращать внимания. Наши исследования показали, что люди, имеющие серьёзные психотические расстройства, но относящиеся к различным культурам, имеют различный опыт восприятия «голосов». Это показывает, что специфика их восприятия корректирует суть сказанного этими «голосами». Это может иметь клинические последствия”.


Положительные и негативные голоса


По словам Лурманн, из виду сейчас упускается роль культурных факторов в глубоком понимании психических заболеваний.


«Исследования антропологов, изучающих психические заболевания, говорят нам о том, что эти психические заболевания имеют небольшие, но значимые особенности в зависимости от типа социального окружения. Учёные-психиатры, как правило, не учитывают культурные различия. Однако кто-то должен это сделать, поскольку такой подход может научить нас чему-то важному о психических заболеваниях», - говорит Лурманн, антрополог с психологическим образованием, профессор Университета Уоткинса в Стэнфорде.

На слуховые галлюцинации влияет культура Перевод, Сегодня я узнал, Психология, Длиннопост

Для целей своего исследования Лурманн и её коллеги опросили 60 взрослых пациентов, которым был поставлен диагноз «шизофрения» - по 20 человек из Сан-Матео (штат Калифорния), Аккры (Гана) и города Ченнаи (Индия). В целом, в исследовании принимали участие 31 женщина и 29 мужчин со средним возрастом 34 года. В интервью включались вопросы о том, какое количество голосов они слышали, насколько часто, что, по их мнению, явилось причиной возникновения слуховых галлюцинаций, а также о том, на что слышанные ими голоса были похожи.


«Затем мы спросили у участников, знают ли они, кто с ними разговаривал, вступают ли они сами с «голосами» в диалог, а также, что именно они им говорили. Также мы спрашивали у пациентов о том, что их больше всего беспокоило при слуховых галлюцинациях, был у них положительный или негативный опыт общения с «голосами», а также говорили ли они им о сексе или Боге», - говорит учёный.


Как установила Лурманн, результаты исследования показали, что феномен слышания «голосов» в целом был схож у представителей трёх культурных общностей. Многие из опрошенных отмечали, что слышали как хорошие, так и плохие голоса, упоминали о том, что они вступали с «голосами» в общение, а также о присутствии шепчущих и свистящих звуков, физическую природу которых пациенты определить затруднились. По мнению некоторых, с ними говорил Бог, тогда как другие отмечали агрессивный характер «голосов» по отношению к ним.


«Звучание голосов напоминало взрывы при бомбёжке».


Удивительное различие было установлено в том, что многие опрошенные из Африки и Индии, в отличие от американцев, отмечали преимущественно положительные переживания при слышании «голосов». Испытуемые же из США с большей частотой сообщали о том, что их опыт был связан с переживаниями агрессиии и ненависти, что свидетельствовало о наличии болезненных состояний.


Американцы воспринимали звуки «голосов» наподобие разрывов бомб, что расценивалось как симптом нарушений работы мозга, вызванных генетическими заболеваниями или полученными травмами.


Один из участников исследования описывал слышанные ими голоса «с пытками, попытками выколоть вилкой глаз человеку или отрезать ему голову и выпить его кровь. Это было действительно отвратительно. Пять других американцев сообщили, что «голоса» звучали подобно призыву к войне - «они просто кричали о войне всех против всех».


Кроме того, большинство американцев сообщили о том, что источник голосов им неизвестен. По мнению Лурманн, они меньше были с ними связаны на личностном уровне.


Более половины индийцев (11 испытуемых) из Ченнаи слышали голоса, исходившие от родственников или членов их семей, отдававших им приказания выполнить определённые задания. «Они говорили с нами наподобие того, как старший даёт советы молодежи», - отметил один из испытуемых. Это существенно отличалось от опыта американцев: из них только двое слышали голоса членов их семей. Кроме того, индийцы слышали меньшее количество угрожающих голосов, чем американцы. Некоторые из индийцев слышали весёлые голоса, воспринимаемые как проявления духов или магических действий, зачастую они казались даже забавными. В отличие от американцев, немногие из индийцев описывали слуховые галлюцинации в медицинских терминах или как психическое расстройство.


В Аккре (Гана), где африканская культура не отрицает наличия бестелесных духов, способных говорить, лишь немногие описывали присутствие голосов в терминах дисфункции мозга. В ходе рассказа о слышанных ими голосах 10 испытуемых определили их в качестве преимущественно положительных, а 16 человек слышали голос Бога. «В основном, голоса добрые», - отметил один из участников исследования.


Индивидуальное против коллективного


В чём же различие? Лурманн предложила следующее объяснение: европейцы и американцы склонны воспринимать себя в качестве индивидуумов, в основе мотивации которых лежит осознание собственной идентичности, тогда как за пределами западной цивилизации люди воспринимают разум и самоидентификацию в качестве явлений, споряжённых с другими личностями и определяемых посредством взаимодействия с другими.


«Люди в реальной жизни не всегда следуют социальным нормам», - отмечают учёные. «Тем не менее, в условиях того, что мы называем «Западом», основное внимание обращается на самостоятельность человека, тогда как этнографическими и экспериментальными методами на многих территориях было установлено наличие большего акцента на феномене взаимозависимости, свойственном иным культурам».

На слуховые галлюцинации влияет культура Перевод, Сегодня я узнал, Психология, Длиннопост

Как следствие, отметили исследователи, характер слышимых «голосов» может существенно различаться в зависимости от определённого культурного контекста, в котором находится испытуемый. В Америке «голоса» воспринимались как нарушение личного пространства и угроза ему, поскольку они действовали бесконтрольно.


Тем не менее, испытуемые из Индии и Африки не были настолько обеспокоены присутствием «голосов»: их присутствие на своём уровне казалось вполне разумным в условиях их более взаимоувязанного мира. Тем не менее, присутствали различия и между испытуемыми из Индии и Африки. Для первых «голоса» были связаны с игривостью и сексуальным подтекстом, тогда как для африканцев они чаще были связаны с присутствием Бога.


По словам Лурманн, уровень религиозности или степень урбанизированности, по всей видимости, не имели серьёзного значения в специфике восприятия голосов.


Исследователи полагают: «Вместо этого, видимо, испытуемые из Ченнаи (Индия) и Аккры (Гана) более спокойно трактовали слышанные ими голоса как стремившиеся вступить с ними в общение, но не как признак нарушений мозговой деятельности».


Взаимоотношения с голосами


По мнению Лурманн, исследование показывает, что «резкие и агрессивные голоса, столь обычные для западного мира, не являются обязательным признаком шизофрении». Формирование шизофренического поведения с учётом культурных особенностей может иметь значительно более глубокие основания, чем считалось ранее.

На слуховые галлюцинации влияет культура Перевод, Сегодня я узнал, Психология, Длиннопост

Исследователи полагают, что результаты их работы могут иметь серьёзное значение для клинической практики. Исследования, проведённые ранее, показали, что специальное лечение способно изменить содержание того, что голоса говорят пациентам. Согласно одному из современных подходов, становится возможным нормализовать отношения людей со слышимыми ими голосами, например, дав голосу имя и выстроив взаимодействие с ним, что снижает вредоносный эффект. «Голоса, настроенные более благожелательно, могут способствовать более благоприятному течению болезни и лучшим результатам лечения», - отмечают исследователи.


Соавторами статьи стали Р. Падмавати и Хема Тарур из Фонда исследований шизофрении (г. Ченнаи, Индия) и Акваси Осеи из Психиатрической больницы общего профиля Аккры (г. Аккра, Гана).


Какие дальнейшие перспективы исследования Лурманн и её коллег?


«Наша гипотеза состоит в том, что специфика понимания человеком мышления меняет то, как он воспринимает нестандартные переживания, связанные со снами и воображением. Как следствие, духовные переживания у различных людей будут разными, равно как и паттерны изменения личности после психических заболеваний», - отмечает она, акцентируя внимание на том, что будет проведено более широкое системное сравнительное исследование духовных, психиатрических и мыслительных процессов в пяти различных странах.


***


Больше наших переводов вы найдете в авторском telegram-канале: (t.me/ofigenno)


Продолжение следует...


***


P.S. Администрация Пикабу проводит небольшой эксперимент по поддержке авторов. Если вам было интересно и хочется выразить материальное спасибо автору (то есть мне), то вот одобренные модераторами: кошелёк – Яндекс.Деньги и карта Сбер – 4276 8060 3242 2072 . Безусловно, это дело добровольное и на ваше личное усмотрение, но признаюсь, было бы приятно)