На школьной волне - как я налажал и запомнил это...
Вижу много сообщений, о каких-то моментах в школе, которые запомнились на всю жизнь. У меня был похожий случай. Только в моем случае, "глупым преподавателем" был я. )
Учился я тогда в лётном училище ВВС. Мне нравилось, все детство пропадал на аэродроме - отец военный. Учился в аэроклубе, но там было мало теории, упор шёл на практику.
И вот попал я в руки нормальных преподавателей, которые были очень подкованны в теории. Стал впитывать знания аки губка, только штаны были не желтые.
И у нас преподаватель по аэродинамике был дядька из МАИ. Вменяемый, интересный, подкованный. Зацепились мы с ним на ниве теории - я настаивал, что можно планировать на любом крыле, он настаивал, что на треугольных планировать нельзя. На его стороне были учебники по теории, графики всякие, то, что он мог показать. А у меня - я в одном РЛЭ к самолёту с треугольным крылом читал раздел, про порядок действий пилота при отказе двигателей. То есть испытатели даже расписали для строевых лётчиков порядок действий при планировании. Но РЛЭ у меня с собой не было.
Ну и решил я, что взяв формулы, смогу доказать, что управляемость все же возможна при планировании. Тетрадь в 96 листов была исписана мелким почерком. И все у меня крутилось вокруг одного параметра - не вычислялся он. Но я же молодой, упрямый. Даже несколько раз делал подлый ход - приносил расчёты преподавателю и уточнял порядок расчетов, но не говорил зачем. Но судя по всему, он раскусил сразу, потому что с удовольствием давал пояснения и даже приносил учебники.
Два сраных месяца я пытался уделать преподавателя. В конечном итоге понял - не вариант. И пошёл сдаваться.
Он забрал расчеты домой, ничего не комментируя. Через неделю он оставил меня после пары и мы сели обсуждать. Причем он позвал ещё одного преподавателя из действующих испытателей. Прошелся по расчетам, показал где и как можно было упростить. А в конце спросил, какой твой вывод? Я признался, что уперся в один параметр и не смог его вычислить.
И тут случилось то, что я уже почти 25 лет помню. Он красивым жестом подвинул большой справочник, который заранее положил рядом, открыл в нужной таблице (там уже была закладка) и сказал - этот параметр не высчитывают, а получают практически, обдувом тела в аэродинамической трубе. Такого facepalm я до сих пор не помню. Пока я пытался вернуть нижнюю челюсть к верхней, ситуацию прокомментировал испытатель. Он сказал, что летать может и табуретка. Но рефлексов человека не хватит, чтобы благополучно её посадить.
Когда я наконец смог соединить челюсти, я очень ясно и полно понял, что очень часто нужно просто меньше вы*бываться и пытаться учить или пытаться подловить экспертов в своём деле.
Теперь, если я знаю, что человек лучше меня разбирается в вопросе, я его слушаю. Никогда не учу супругу, как готовить еду. Не учу врачей как нужно меня лечить. Стараюсь вообще никого не учить.
И хочу до сих пор сказать тому преподавателю и испытателю спасибо. Такой урок я запомнил на всю жизнь. До сих пор стыдно.