На Мамаевом кургане вспоминают героев Сталинградской битвы

Важная дата, не только для России, для всех стран, которые затронула Вторая мировая: годовщина Сталинградской битвы. 78 лет победе в одном из переломных сражений самой кровопролитной войны в истории человечества.


На Мамаевом кургане вспоминают героев: к Вечному огню в Зале воинской славы по традиции возложили цветы. Нести их сегодня будут и к другим мемориалам в Волгограде как дань уважения бессмертному подвигу советских солдат.


Сталинградская битва – крупнейшее сухопутное сражение. Интернациональная группировка фашистов под миллион человек потерпела от Красной Армии сокрушительное поражение.

В тишине Мамаева кургана звуки шагов как метроном истории. Он уже отсчитал 78 лет после нашей победы в страшной, кровавой битве. Нашей, потому что прежде чем спеть «Катюшу» и поднять фронтовые сто грамм за праздничным столом, сюда идут вспоминать и плакать.


– Горела Волга. Она вся горела. Люди ходили по трупам. Труп на трупе. Но все стояли, все понимали, что нельзя отдавать этот город. И вспоминаешь про этих мальчиков, которые ничего в своей жизни кроме, досталась им война, – говорит Юлия Каскина.


Война досталась и близкому для Юлии Каскиной человеку. Когда в 43-м он дрался с фашистами в небе над Сталинградом, ему было 21. Это потом на фюзеляже перестанут помещаться звездочки за сбитые мессеры. Четыре десятка вражеских самолетов.

Иностранные коллеги назовут его одним из десяти лучших истребителей мира, а миллионы людей, сами того не зная, полюбят героя, которому он подарил и свой позывной, и щемящие истории летчиков своей поющей эскадрильи.


– Мой дядя – дважды Герой Советского Союза, летчик истребитель Виталий Попков. Легендарный прототип героя фильма «В бой идут одни старики». «Маэстро» знаменитый, – рассказывает Юлия Каскина.


О Сталинградской битве сняты фильмы и написаны книги. Но даже силой искусства невозможно передать масштаб того, что маршал Чуйков потом назовет кровавой мясорубкой. 200 дней и ночей. Солдаты сражались за Сталинград.


– Мы прошли суровый путь. Потому, что немцы наседали все время. Отступали, отступали. И вот она, Волга. Куда? Дальше нам уже некуда отступать, – вспоминает Павел Андреев, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы.


Гитлер, решив проложить себе дорогу на Кавказ и заблокировать транспортные артерии, по которым снабжались наши войска, бросил на город техники и солдат в разы больше, чем могла противопоставить здесь Красная армия. Но через семь месяцев, когда его хваленая 6-я армия была разгромлена, а 23 генерала и один фельдмаршал сдались в плен, он объявил траур. Победа под Сталинградом изменила ход истории.


– Какое тут было величайшее сражение. А оно было действительно величайшее. Ведь с одной стороны погибло больше миллиона человек. И с другой стороны, – делится Виктор Шестель, ветеран Великой Отечественной войны.


Зная, о том, как трепетно фронтовики относятся к сохранению памятников, музей-заповедник «Сталинградская битва», местное отделение военно-исторического общества и Фонд социальный проектов «Наследие» сделали ветеранам подарок – отреставрировали и вернули на постамент известный в Волгограде танк «Челябинский колхозник».


– Они пришли из боя очередного. На нем боевые повреждения, которые в рембатах чинили до нас. Видно, что трещины, лопины заварены. И изнутри накладки. Некоторые элементы были вырваны с мясом, – рассказывает Дмитрий Зимин, историк, реставратор.


Эта боевая машина была одной из 150, деньги на которые собрали челябинские колхозники. Треть этих танков участвовала в Сталинградской битве. Но именно этот, № 18, первым прорвался через минное поле к северо-западному склону Мамаева кургана, где соединились войска двух наших армий и окончательно расколи окруженную группировку фашистов.


То и дело запрокидывая голову, среди тысяч имен героев, Алена Крупина ищет имя своего прадеда. То, что нашла, становится понятно по заблестевшим от слез глазам: «Я нашла фамилию своего прапрадедушки, который погиб во время Сталинградской битвы, младший сержант Крупин Владимир Михайлович».


Она потом признается, что это слезы и гордости, и жалости одновременно. И будет стоять, слушая звуки печатающего шаг караула. Метроном истории отмерил уже 78 лет после Сталинградской победы. Но пока мы идем к своим героям, мы все – часовые памяти.



Елена Пич

via