На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд.

Поездка состоялась в 2013-м году. Идея путешествия принадлежит Александру @hitman  из украинского Getz-клуба, который 10 лет назад впервые попал в эти невероятные места и проделал просто огромный объем работы для того, чтобы иметь возможность поделиться этой красотой, а главное — предметом своего вдохновения и восхищения — Большим Телескопом Азимутальным, сокращенно БТА, с другими людьми.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Итак, цели поездки.


Куда:

— Россия, Карачаево-Черкесия, пос. Нижний Архыз, Специальная Астрофизическая Обсерватория АН РФ (САО)


Зачем:

— узнать побольше об Астрономии;

— побывать на одних из самых крупных телескопов (БТА, РАТАН-600, Цейсс-1000, РТФ-32), познакомиться с их устройством и увидеть, как именно начинаются наблюдения (посещения инструментов ведут научные сотрудники САО);

— посмотреть на ночное небо (телескоп 200мм, бинокли, глаза);

— побывать в уникальных местах (Софийские водопады, озера Малой Дукки, баритовый водопад, Архыз, Аланское городище, сплавиться по Зеленчуку на рафтах, подняться на Семиродники и, возможно, на Пастухова и т.д.).


До 2014 года к телескопу ежегодно ездили группы из Киева и летом 2013-го это наконец-то удалось и нам. Причем поездка могла состояться и без нашего экипажа, не перенеси организаторы в последний момент сроки на более поздние даты.


Подготовку начали с того, что собственными усилиями сняли тонировку со стекол передних дверей и запаслись лампочками головного света, т.к. в России обязательна езда с ближним светом. С пленкой хоть и помучались, но за час справились, заодно сэкономив около 200 грн, которые взяли бы за такую услугу на СТО.


Так получилось, внезапный перенос дат оказался на руку только нам и сразу несколько экипажей отказались от поездки. В итоге наша делегация состояла всего из двух машин - Hyundai Getz 1,4 на "ручке". Черный - киевский, красный - из Днепра. Ну, поехали!

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Ведущая машина ехала из Киева, и с ней мы должны были встретиться в Дебальцево ориентировочно в 4:00. С местом встречи нас разделяет 300 км, которые, по мнению навигатора, мы должны были преодолеть за 4 часа. Т.к. путь до конечного пункта назначения предстоял неблизкий, было решено приехать в Дебальцево заранее и сделать там первый привал перед последующим марш-броском.


Выехали 5 июля в 22:00 и к пересечению с харьковской трассой прибыли в 2:30. Учитывая тот факт, что Гармин при расчете времени прибытия не делал скидки на отвратительную дорогу от Павлограда до Донецкой области, я бы назвал наш результат более чем удовлетворительным. Хотя после майских покатушек по «танковым полигонам» Черновицкой, Хмельницкой областей, жаловаться не хочется. Справедливости ради, отмечу, что к 2017 году дороги на Западной Украине стали лучше. Спасибо хоть за то, что несмотря на все волны и ухабы, меньше 60 км/ч сбрасывать не приходилось. Упущенное же время наверстывали по автобанам родины Виктора Федоровича. До прибытия головного экипажа было еще почти 2 часа, и мы скоротали время в объятиях Морфея.


Встреча состоялась, и уже двумя машинами продолжили путь к границе, которую собрались пересекать на КПП "Должанский".

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Про этот участок дороги рассказать нечего, качество покрытия довольно приемлемое, поэтому переношусь сразу к переходу границы. Украина отпустила нас практически мгновенно, а вот российская сторона впускать не спешила. Нет, проблем никаких не возникло, там даже в машины не заглядывали, но нам «повезло» попасть на пересменку, которая и вызвала незапланированную задержку.


Спустя 40 минут мы, наконец, выезжаем на дороги Российской Федерации. Заправляем в Новошахтинске полный бак по совершенно шаровым, как для Украины, ценам — литр 95-го на АЗС «Газпром» стоил 31.50 руб (повторяю-дело было в 2013 году). Легкий завтрак, краткий инструктаж об особенностях местных ПДД и продолжаем движение.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Первые впечатления от российских дорог двоякие — с одной стороны великолепное качество полотна, а с другой — их загруженность. На трассах типа ростовской объездной движение как в центре какого-нибудь города-миллионника. Очень сложно привыкнуть к тому, что ехать нужно с такой скоростью, которая изображена на знаках, безо всяких +20 км/ч. Вроде бы незначительное превышение не карается, но привлекать к себе лишнее внимания и давать повод к чему-то прицепиться не входило в наши планы. Не все придерживаются установленного лимита, но «мабуть вони щось знають». Еще одно наблюдение — если совершаешь обгон в крайнем левом ряду с предельно допустимой скоростью, то подпирающие сзади «торопыги» никоим образом не выказывают свое недовольство, а терпеливо ждут, пока завершишь маневр. Но есть один нюанс — при такой загруженности трассы, съехав в правый ряд и упершись в фуру или другой тихоход, рискуешь застрять за ним надолго, ибо вернуться назад очень проблематично. Пару раз я сам смалодушничал и пропускал летунов, но когда из ведущей машины по рации мне растолковали эти подробности, старался освобождать левый ряд только в том случае, если видел за быстрыми машинами окно, в которое смогу вернуться. Постепенно к такому режиму движения привыкаешь, и дальше проблем не возникает.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Из негативных впечатлений — поворотниками здесь совершенно не пользуются. А уж про благодарность аварийкой и говорить не приходится. На одном участке ростовской объездной уперлись в ремонт дороги, где две полосы переходили в одну. Как ни пытался, как ни просился, но в другой ряд никто не впустил. Зато своих — пожалуйста! Прекратив попытки занять левый ряд, мы продолжили двигаться в своем, правом, и как оказалось, не ошиблись. Доехав до места ремонта, оказалось, что как раз «леворядникам» нужно перестраиваться. И уже те, кто не пускал нас, пытались просунуться перед нами. Мы люди не гордые, пропускаем, но «спасибо» никто и не думает говорить. Вот такие вот наблюдения…

Отдельно понравились пешеходные переходы через трассу. Легкие, компактные.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Километров за 300 до точки назначения вновь заезжаем на «Газпром», заливаем бензин под горлышко, потому что дальше он будет гораздо худшего качества, а на этом нам и предстоит передвигаться по Кавказу. Опыт предыдущих поездок говорит о том, что этого количества как раз должно хватить на всю неделю и дорогу назад, до этой же самой заправки.

Лишь одна техническая неприятность омрачила путешествия. Каким-то образом пробили радиатор кондиционера. Сначала думали, что он не справляется с палящим прямо в лобовое стекло солнцем. Но когда на заправке сели в другую машину, а в ней живительная прохлада, поняли - дело-дрянь.

После того как свернули с федеральной трассы качество дорог ухудшается, но остается на вполне приемлемом уровне. Вокруг появляются первые намеки на горы — это радует и немного оживляет нас, уставших от монотонных равнинных пейзажей, разбавленных разве что полями подсолнухов. Небо затягивает тучами, начинается дождь, что нами тоже было встречено с радостью - без кондиционера совсем туго( 

Остается совсем немного и нога сама утапливает педаль газа, благо на «гайцев» наткнуться здесь гораздо сложнее, чем на трассах. Горы становятся все выше, фотоаппаратом щелкаем все чаще, стараясь успеть запечатлеть все вокруг. Забегая вперед, скажу, что по сравнению с тем, что нам предстояло увидеть дальше, это был просто аперитив. Ну и несколько кадров из того, что мы "нащелкали.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

На двух КПП в Карачаево-Черкесии к нам не проявили практически никакого интереса. Видать привыкли за последние годы к приезжающим по несколько раз за лето Гетцам с украинскими номерами. Мы все ближе к заветной цели, а горы все выше и красивее. Из первой машины советуют всматриваться в вершины гор и искать БТА. Спустя какое-то время после очередного поворота видим его где-то очень высоко на одной из вершин.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Еще пару километров и перед нами последний КПП при въезде на территорию САО. Мы в Нижнем Архызе. Несколько минут на оформление въезда, шлагбаум открыт – впереди 16 километров увлекательнейшего серпантина по которому нам предстоит подняться с высоты около 1000 метров над уровнем моря до двух тысяч.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Мы здесь впервые, поэтому отстаем от первой машины, да и мокрый асфальт не способствует активной езде. Из окон открываются невероятные виды, но все скрыто деревьями. И вдруг — длинный прямик, поворот на 90 градусов, а за ним широкая открытая площадка, с которой открывается такой вид, равного которому нам в жизни еще не приходилось видеть. Там же и первый Гетц, который уже нас ждет. Выходим, жадно глотаем необыкновенный горный воздух, даем отдохнуть и машинам. За предстоящую неделю нам еще не раз предстоит кататься здесь вверх-вниз, но в данный момент от восторга просто сносит крышу. Минут 10 приходим в себя от такой красоты, от пьянящего воздуха, а так же от давления, из-за которого у некоторых из нас буквально закладывает уши.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Делаем несколько кадров и по машинам. Осталось еще чуть-чуть, последние пять километров, и вот мы возле гостиницы «Андромеда» на высоте чуть больше 2000 метров над уровнем моря.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

В окошке суточного пробега одни нули, а это значит, что от дома до гостиницы ровно тысяча километров, которые мы преодолели за 20 часов, включая 120 минут сна в Дебальцево.


Кстати об отдыхе. При виде роскошной мягкой кровати в номере показалось, что стоит только коснуться щекой подушки, и все вокруг перестанет существовать.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Но делаем над собой усилие, складываем вещи и идем знакомиться с местом, где нам предстоит провести ближайшие 7 дней. Познакомлю с "Андромедой" и Вас.

Из коридора налево - это столовая и две кухни, справа - каминный зал. Здесь всего пара номеров, остальные на втором этаже, в т.ч. и наш.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост
На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

Тем временем принимаем душ, съедаем импровизированный ужин из оставшихся с дороги продуктов и выходим на веранду смотреть на звезды. Небо чистейшее и очень темное. Сейчас как раз безлунные ночи, отчего звезды выглядят ярче обычного. Где-то там, в темноте БТА.

На Кавказ, в гости к звездам. День первый. Приезд. Кавказ, Бта, Архыз, Путешествие по России, Длиннопост

И судя по всему должен вот-вот открыть огромное 30-тонное забрало своего купола для ночных наблюдений. «Советом стаи» решено идти к нему и понаблюдать за этим вблизи. 600 метров в кромешной темноте кажутся непостижимыми, но глаза быстро привыкают и путь туда не вызывает никаких трудностей. И вот мы всего в двадцати шагах от главной цели нашей поездки. Александр проводит краткий экскурс об особенностях этой грандиозной конструкции, истории ее создания. Полноценная экскурсия запланирована на четверг, но сейчас мы с жадностью впитываем каждое его слово. Вдруг ночную тишину пронизывают звуки гидроприводов, и купол начинает открываться. Какие механизмы способны поднять, а затем и удержать эту огромную и тяжелую конструкцию?! Все это мы увидим через несколько дней. А пока, разинув рты, следим за процессом раскрытия. Жаль это нельзя фотографировать — в часы наблюдений любое освещение вокруг категорически запрещено. Купол открыт, где-то там внутри знаменитый телескоп. Нам он, к сожалению, не виден. Через пару минут сдвигается с места и сам 1000-тонный (это не опечатка — тысячетонный!) купол, поворачиваясь вокруг своей оси, и выставляется в направлении каких-то, известных одну наблюдателю, звезд.


Мы следим за всеми этими процессами в каком-то оцепенении и боясь даже вздохнуть. Сколько раз я перечитывал рассказы людей, побывавших здесь до нас, сколько раз я пересматривал их фотографии. Даже к этой поездке стали готовится всего за две недели до отъезда. Страшно и представить, что в этот самый момент мы могли быть дома и после очередного обыкновенного трудового дня готовиться ко сну. А вместо этого стоим за тысячу километров по горизонтали и более 2 км по вертикали от дома рядом с величественным Оком планеты, под звездным небом, которое здесь, как и должно, имеет форму полушария, купола, а не такого себе "потолка", каким оно выглядит в городе из-за засветки. И это первый наш вечер и первая ночь здесь. Впереди целая неделя новых впечатлений и приключений. И самое серьезное испытание выпало нам на следующий день. Но пока мы в благовейном настроении возвращаемся в гостиницу, чтобы выпить по бутылочке "Карачаевского" живого пива (срок годности-8 суток!) и выспаться перед завтрашней прогулкой к горным озерам. "Прогулкой" — так мы думали…

Лига путешественников

22.2K постов51.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.