Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

Его мелодии были и остаются вестниками славы и победы нашего народа. С его музыкальной гармонии с 1944 года начинался каждый день Советского Союза, а в новом веке – каждый день России. 13 апреля этого года композитору, дирижёру, одному из создателей и бессменному руководителю прославленного армейского ансамбля, который носит его имя, автору советского и российского гимна, Александру Васильевичу Александрову исполнилось бы 138 лет.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя Музыка, Композитор, Священная война, Длиннопост

Родился Александр 13 апреля 1883 года в деревне Плахино под Рязанью в крестьянской семье. С фамилией родителей до сих пор не всё ясно – то ли Коптеловы, то ли Коптелевы, как покрыто туманом и то, когда и почему они стали Александровыми. Василий Александрович и Анастасия Никитична были людьми набожными, в церковь в соседнем селе ходили не только молиться, но и прислуживали там, и это сыграло в судьбе будущего композитора заметную роль.


За 22 года с момента отмены крепостного права в России успел сформироваться класс крупных землевладельцев. Родители Саши в кулаки не выбились, но и в батраки не пошли, до седьмого пота работали на своём клочке земли, чтобы прокормить шестерых детей. Саша вместе с братьями с сёстрами вдоволь хлебнул крестьянского труда, но по малолетству был занят, в основном, на подсобных работах: подай, принеси, прополи. В редкие минуты, когда родители забывали про него, бегал с ровесниками по пыльным или заснеженным улицам деревни. «Шалун уж отморозил пальчик, ему и больно и смешно» – это почти про него.


И в крестьянской избе, и в поле часто пели. Репертуар был немудрёный – весёлые и грустные русские и заунывные церковные песни, и, едва научившись говорить, Саша запел. Он удивил родителей и соседей чистым голосом. Бог наградил его прекрасной памятью, и, стоило ему только услышать новую песню, он моментально запоминал мелодию и слова. Вскоре способного мальчика стали звать петь в церквях окрестных сёл, на гулянья и свадьбы. Это был, какой-никакой заработок: денег, может, и не дадут, зато накормят вдоволь, и узелок со снедью домой соберут.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя Музыка, Композитор, Священная война, Длиннопост

Когда Саше исполнилось семь лет, родители определили его в земскую начальную школу, и там мальчик учился читать и писать, пел в школьном хоре – в то время такие хоры были во многих сельских школах и городских гимназиях. Саше повезло – учитель пения бережно отнёсся к таланту, волей Божьей попавшему к нему в руки, не испортил ему голос, а, наоборот, многому научил. К тому времени молва о маленьком голосистом артисте пошла по всей Руси великой, о нём узнали не только в губернском центре, но и в столице. В 1891 году в родительский дом постучался П.А. Заливухин, певший в Казанском соборе. Послушав Сашу, он убедился, что молва не обманула, и стал уговаривать Сашиных родителей отпустить сына в Санкт-Петербург.


Родители долго думали – мальчику не исполнилось и 13 лет, как он, покидавший родную деревню считанное число раз, да и то ненадолго, будет один жить в огромном городе, тем более, что деньги ему посылать родители не смогут. И тогда гость, словно фокусник из рукава, вынул последний аргумент: он пообещал, что уговорит регента взять мальчика на полный пансион. Этот довод убедил Василия Александровича и Анастасию Никитичну: как от работника от Саши толку пока было не много, а отправить лишний рот на казённый кошт было заманчиво.


Своё слово Заливухин сдержал, и вскоре Саша был принят в хор Казанского собора, и параллельно стал учиться вокальному и дирижёрскому искусству в Придворной певческой капелле. Юноша жадно изучал сокровищницу русской музыкальной и духовной школы. Получив диплом регента, Александр поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями стали такие признанные мастера, как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов и Анатолий Константинович Лядов. Но влажный северный климат столицы плохо сказывался на здоровье Александрова. К тому же, денег на жизнь в дорогом столичном городе катастрофически не хватало, и в 1902 году Александр был вынужден перебраться в Тверскую губернию, в город Бологое, который, как известно, где-то между Ленинградом и Москвой – там и климат был получше, и жизнь подешевле. В Бологом Александров служил регентом соборного храма и преподавал в местных гимназиях училищах.

В Бологом Александр встретил свою первую и единственную любовь – будущая жена Ксения пела в хоре храма, регентом которого служил Александров. В 1905-м году у них родился первый сын – Борис, который тоже пойдёт по музыкальной стезе и продолжит дело своего отца. (У Александрова было четверо детей, и все сыновья: спустя пять лет родился Владимир, в 1912 – Александр, и в 1939-м – Юрий).


1906-м чета Александровых переехала в Тверь, и Александр Васильевич возглавил хор главного храма тверской земли. За 12 лет регентства Александрова хор Спасо-Преображенского собора становится лучшей церковной капеллой Верхневолжья. Попутно Александров преподаёт в Тверской духовной семинарии и практически во всех учебных заведениях Твери. Именно в Твери Александров начал писать музыку. Его первыми произведениями стали увертюра-поэма «Смерть и жизнь» и симфония в трёх частях. Он начал работать над оперой «Смерть Иоанна Грозного», первую часть которой высоко оценил Фёдор Шаляпин, однако партитура оперы была безвозвратно утеряна.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя Музыка, Композитор, Священная война, Длиннопост

В 1909 году Александров поступил в Московскую консерваторию. Композицию ему преподавал Сергей Никифорофич Василенко – будущий Народный артист РСФСР, а вокал – лирический тенор, итальянец из Болоньи Умберто Мазетти. По окончании консерватории Александров получил большую серебряную медаль.


Вернувшись в 1913 году в Тверь, Александров поставил оперы Петра Чайковского «Пиковая дама», Шарля Гуно «Фауст», Михаила Глинки «Жизнь за царя», Александра Даргомыжского «Русалка». В этих постановках Александров был и режиссёром, и дирижёром, и хормейстером, и даже исполнял партию Чекалинского в «Пиковой даме». Тверской период жизни Александрова останется отправной точкой его композиторского таланта.


Не забывал Александров и о воспитании подрастающего поколения: он долго обивал пороги губернских и городских организаций, и добился-таки выделения денег и здания под музыкальную школу, которую сам же и возглавил на общественных началах.

После Октябрьской революции патриарх Тихон пригласил Александрова в Москву и предложил ему пост регента в храме Христа Спасителя. Несмотря на большой риск – правительство РСФСР совсем недавно переехало из Петрограда, Москва стала столицей, а, значит, и внимание ВЧК к служителям культа стало более пристальным – большевики вообще церковников не жаловали, казнили их сотнями и брали в заложники, Александров согласился, и прослужил в храме до 1922 года.


Время было тяжёлое, нужно было либо иметь много денег, либо работать, не разгибая спины, но не где-нибудь, а там, где выдают хлебные карточки, то есть, в государственных и окологосударственных учреждениях. В храме карточек не выдавали, доход регента был невелик, а в семье было уже трое детей, и Александров, чтобы прокормить и хоть как-то одеть семью, преподавал в музыкальном училище, работал в Первом государственном хоре, Государственной хоровой капелле, Государственном оперном театре им. Станиславского и Музыкальном театре им. Немировича-Данченко, замещал должности заведующего кафедрой, профессора и декана Московской консерватории. Как ему на всё хватало времени и сил – загадка. У него учились, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами, дирижёрами и педагогами, народными артистами СССР, лауреатами всех возможных советских и международных премий и орденоносцами Клавдий Борисович Птица, Владислав Геннадиевич Соколов, Дмитрий Борисович Кабалевский, Кирилл Петрович Кондрашин, и многие другие.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя Музыка, Композитор, Священная война, Длиннопост

Советская Россия воевала с первого дня своего существования, а когда закончилась Гражданская война, и иностранные интервенты были изгнаны восвояси, началось строительство новой армии и подготовка к грядущей войне. Новой армии нужна была новая музыка, новые песни, новые оркестры и новые дирижёры. Александров это понимал, и в 1928 году вместе с тромбонистом, педагогом и дирижёром Владиславом Михайловичем Блажевичем предложил организовать в Московской консерватории военно-капельмейстерский класс, на основе которого через год был создан военный факультет. Александров был заместителем декана этого факультета с момента организации до 1936 года. В том же 1928 году по инициативе Александрова был организован Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии. В 1937-м Александров стал начальником, художественным руководителем этого ансамбля, ставшего известным как в СССР и потом в России, так и далеко за их пределами.

В 1933 году Александров получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1937-м стал Народным артистом СССР, в 1940-м – доктором искусствоведения. В те времена звания и регалии имели большое значение, они позволяли заходить без стука во многие высокие кабинеты.


Так же, как и в Твери, Александр Васильевич много времени и сил уделял музыкальному образованию детей: в 1937 году он вместе с Владимиром Сергеевичем Локтевым добился создания, а потом стал художественным руководителем музыкального ансамбля Московского дворца пионеров. Сегодня этот единственный в мире детский самодеятельный ансамбль, в котором есть оркестр, хор и хореографическая группа, носит имя Локтева.


Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день сразу после полудня по радио выступил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслав Молотов. Он сказал, что наше дело правое и что победа будет за нами. 23 июня газеты на первой полосе опубликовали речь Молотова, указы о мобилизации и другие директивы партии и правительства, а на второй полосе был помещён аншлаг, в котором впервые появились слова «Отечественная война». 24 июня 1941 года «Известия» и «Красная Звезда» на первой полосе опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Вернее, это был даже не стих, а готовый текст для песни, потому, что там был запев и припев. Александров буквально за один вечер написал музыку. Так родилась самая мощная песня военного времени. Артисты ансамбля Александрова сутки не выходили из репетиционного зала, и 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена на Белорусском вокзале, откуда прямо на фронт уезжали солдаты. Исполнили один раз, второй, пятый. В глазах исполнителей и слушателей стояли слёзы. Но они не были проявлением слабости. Эти слёзы стали выражением той боли за родных, за страну, за будущее детей. Эта песня приведёт наш народ к победе.


После победы в Курской битве и роспуска Коминтерна, гимн которого – Интернационал – был одновременно и гимном Советского Союза, Сталин пришёл к выводу, что стране нужен новый гимн. Объявили конкурс, в котором приняло участие 170 композиторов и 19 поэтов. После долгих раздумий Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило в качестве нового советского гимна музыку Александра Александрова и стихи, написанные совместно Сергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном. Музыка гимна бала хорошо знакома советскому народу: это был написанный Александровым ещё в 1938 году «Гимн партии большевиков». Впервые новый Гимн прозвучал по Всесоюзному радио в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977-м году был принят новый Гимн Советского Союза, но новыми там были только стихи Михалкова, а торжественная музыка Александрова осталась без изменений. То же повторилось и в 2000 году: Сергей Михалков переписал стихи, которые вместе с прежней музыкой Александрова стали новым гимном России.


Сила музыки Александра Александрова питалась истоками тех глубоких музыкальных традиций, которые были заложены ещё в юности композитора. И «Священная война», и советский гимн создавались по канонам церковного пения. В этих произведениях есть ритмические ассоциации с набатом, а государственный гимн начинается совершенно нетипичным для помпезных и торжественных гимнов других держав с единственного вступительного аккорда. По сути, это традиционная регентская настройка, тоника со всеми ступенями в одном аккорде. За своё творчество и работу по художественному руководству военного ансамбля Александр Васильевич Александров был удостоен двух Сталинских премий, многих советских и иностранных орденов и медалей.


автор: Николай Кузнецов


Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/muzyku-napisannuy...