Мстители
На этом фильме выросло целое поколение, реплики его героев стали афоризмами, а песни хитами. Дети играли в «Неуловимых мстителей», а юные актеры – исполнители главных ролей чувствовали себя настоящими звёздами. Но прошли годы и появились новые Мстители. Новые кумиры. А прежние навсегда забыты…
Или все-таки нет?
Начнём издалека.
Вестерны.
Еще в 30-е годы прошлого столетия любители кинематографа прямо-таки засматривались американскими вестернами. Затем мир взбаламутил австрийский художник.
В 50-е Голливуд на весь мир кричал о преимуществе капитализма. Танцы, песни, Мерлин Монро, секс, кола и рок-н-рол. Вот это всё.
В 1962 году американцы сняли японский ремейк «Семь самураев» со своими ковбоями и ганфайтерами. Фильм «Великолепная семерка» поразил всех и заставил влюбиться в американских ковбоев весь мир. Всё прогрессивное человечество узнало о благородных пастухах Дикого Запада. И это в разгар Холодной войны.
В СССР стоящий в то время «у руля» страны, тщательно наблюдающий за Америкой, Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда Никита Сергеевич Хрущев высказался, что пора бы самим снимать хорошее приключенческо-патриотическое кино.
Для исполнения «пожелания» генсека была выбрана повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята» 1923 года выпуска, сюжет которой вполне подходил для истерна ( наш ответ вестерну).
За съемки взялся молодой тогда режиссер Эдмонд Кеосаян. На тот момент он успел закончить ВГИК и снять два фильма: «Где ты теперь, Максим?» и «Стряпуха».
Эдмонд загорелся желанием снять боевую сказку для своего шестилетнего сына Тиграна.
Кстати, название художественного фильма придумали исполнители ролей Даньки и Валерки – Витя Косых и Миша Метелкин.
Кто станет играть главного героя Даньку, было ясно еще до написания сценария. Витя Косых, сын актера Ивана Косых, уже успел сняться в нескольких картинах, а его герой Костя Иночкин запомнился всем по культовому и легендарному фильму «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Собственно, образ Даньки выписывали, ориентируясь на Косых. Сложнее обстояло дело с другими ребятами. На роль гимназиста Валерки изначально пробовали Валерия Носика, но он показался режиссеру «слишком старым». Тогда Виктор порекомендовал своего друга Мишу Метелкина, с которым вместе снимался в фильме «Мимо окон идут поезда», но тот не подошел из-за маленького роста. Миша очень хотел получить эту роль, и стал в огромных количествах поглощать морковку со сметаной. К удивлению окружающих за три месяца он вырос на семь сантиметров и был принят в киногруппу.
Именно режиссёр Эдмонт Кеосаян посоветовал надеть на Метелкина очки. В них тот стал выглядеть как настоящий гимназист. Кроме этого, он его еще и постриг наголо.
Как вспоминал Миша Метёлкин:
«Мне тогда было 13 лет, то есть тот самый возраст, когда начинают девочки нравиться. Это был ужас какой-то. Я перебинтовал голову и ходил в школу с перебинтованной головой. Долго это, естественно, продолжаться не могло, снять бинт все же пришлось, так надо мной смеялась вся школа».
С цыганами в СССР было туго. Цыганенка-Яшку искали по всей стране, попробовали более восьми тысяч детей, а нашли Васю Васильева во Владимирской области, где он жил вместе с тринадцатью братьями и сестрами. Вася родился и до шести лет жил в настоящем цыганском таборе, а потом вышло постановление об оседлой жизни цыган. Мальчик был очень талантлив, и хорошо учился, несмотря на то, что с 12-лет ему приходилось еще и работать.
Стоит отметить, что на эту роль претендовало порядка восьми тысяч человек, причем не только юношей, но и девушек. Поэтому, приехав в Москву, братья особенно и не надеялись на то, что возьмут кого-то из них. Но всё получилось вопреки их сомнениям: едва они вернулись в свои Вязники, как одному из них — Васе — тут же пришла телеграмма из Москвы, что он утвержден на роль.Петь, танцевать и держаться в седле он умел с пеленок и обучал этому всех желающих местных детишек. Парень и не думал становиться артистом, его больше тянуло к тракторам, но судьба распорядилась иначе.
Актрису на роль сестры Даньки Ксанки нашли в спортзале «Крылья Советов». Это была кандидатка в мастера спорта по спортивной гимнастике 14-летняя Валя Курдюкова. Во дворе она предпочитала мальчишечьи игры и вообще была «своим пацаном». Как и у двух других «мстителей», родители её были простыми людьми: папа — строитель, мама работала билетером в кинотеатре «Слава», что на шоссе Энтузиастов. Однажды мама сделала почти мистическое предсказание. Валя вечером сильно разбаловалась, на что мать сказала: «Ну, артистка! Тебе только в кино сниматься!» На следующий день дочь пошла в свою секцию художественной гимнастики, где к ней подошел неизвестный мужчина в самом рассвете сил: «Не могли бы вы со мной подъехать на «Мосфильм» попробовать себя в одной роли?»
Требования к спортивной подготовке ребят были не случайно – в фильме более сорока трюков, которые актеры исполняли сами. Для этого в течение трех месяцев их усиленно тренировали: верховая езда, самбо, автовождение, бильярд, плавание, эквилибристика…
Несмотря на это без порезов, ушибов и ссадин не обошлось. Метелкин и Васильев унесли со съемочной площадки в качестве трофеев множественные шрамы от порезов. Кстати, на съемках «Неуловимых» Вася Васильев переплюнул знаменитого «Тарзана», он прыгнул в воду с 25-метровой высоты. А Валя Курдюкова, не желая отставать от мальчиков донырялась до больницы – у нее заболели уши.
Съемки картины проходили в двух местах: павильонные — на «Мосфильме», натура — на Украине. Рассказывает В.Косых: «Без лишней скромности скажу, что «Неуловимые мстители» оказалась первой советской картиной, где все трюки делали исключительно сами актеры. Исполнители главных ролей уже тогда были спортсменами. Я, к слову сказать, мастер спорта по конному спорту и по борьбе самбо. Но синяков и шишек мы на съемках набили, конечно, много. Например, эпизод, когда атаман Лютый сбегает из трактира, а Данька бросается за ним в погоню. Все это должно было быть сыграно очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли!.. Прыгает Лютый — все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла… Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я… ему на плечи. Хорошо, что Лютый — актер В.Трещалов обладал богатым чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почета»…
В связи с тем, что дублеров для скачек не хватало, ребята «подрабатывали» еще и «белогвардейцами» – переодевались в их костюмы и скакали вместе с ними. А потом, во время просмотра картины очень веселились, наблюдая, как их герои воюют сами с собой. Весьма символично для фильма о Гражданской Войне, неправда ли?
Картина снималась все лето 1966 года и к осени была практически готова. Премьера фильма состоялась 29 апреля 1967 года в Москве, в кинотеатре «Октябрь». Триумф был полный. Когда «Мстители» после окончания сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей бросилась к ним и подняла на руки. Зрители буквально носили актёров на руках.
Успех фильма был столь огромным, что Эдмонд Кеосаян тут же берется за съемки продолжения: в 1969 году выходят «Новые приключения неуловимых»
а в 1973-м «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
Третий фильм был больше похож на «агитку» и в целом оказался гораздо слабее предыдущих чем поставил окончательную точку в истории про Неуловимых.
Прошли годы и появились новые герои. Новые мстители. Но и наши мстители никуда не исчезли. Они навсегда останутся с нами. И если снова над миром грянет гром...