83

Может, я чего-то не понимаю?

Начала подрабатывать репетитором по русскому языку и литературе и столкнулась с проблемой: дети меня не понимают. Вот не понимают и все. Мальчики и девочки 12-14 лет смотрят на меня совершенно пустыми глазами и, как китайские болванчики, кивают головой. Меня охватила паника: неужели я не могу разжевать ребенку и без того простой как сатиновые трусы материал? Неужели меня никто никогда не понимал? А потом до меня дошло: дело не в формулировках и даже не в сложности фраз и предложений, дело в их скудном словарном запасе и неумении воспринимать никакой материал на слух, будь то история, литература или физика с математикой. Как человек вообще может понять хоть какую-то тему, если он, читая параграф, не знает добрую половину слов? Расследование набирало обороты. Мне стало интересно, как же тогда я и мои однокашники, будучи двенадцатилетними шестиклассниками прекрасно понимали, что такое "аргумент", "консенсус" и "теория". Долгие поиски ответа на этот вопрос привели меня в крутую новомодную школу столицы нашей необъятной (название и номер не приведу по понятным соображениям). Оказывается, мы переходим на новую форму обучения: нельзя задавать домашнее задание, потому что "весь предложенный материал должен быть разобран во время урока", а задача учителя "путем проведения контрольных и тестов добиться понимания материала от каждого ученика". И тут меня охватил ступор: как можно разобрать огромную школьную программу по каждому предмету всего за пять часов пять дней в неделю на протяжении 11 лет каждые 8 месяцев? Как можно не задавать на дом читать произведения по литературе? Ведь в таком случае на один роман "Война и мир" уйдет порядка полутора лет! Как учитель может тратить время на объяснение ученику терминов и определений по физике (что, безусловно, является важным), когда за какие-то три академических часа ему нужно дать всю термодинамику? Да еще и все типы задач прорешать, ведь "на дом нельзя". Отсюда мы и получаем это дикое племя, это сборище безграмотных и скудоумных подростков, озверевшее от безделья, ведь далеко не каждого ребенка родитель шпыняет и заставляет делать дома хоть что-то, не с каждым ребенком разговаривают, а ведь это необходимо если не для образования, то хотя бы для расширения их словарного запаса. Наверное, пришло то время, когда мы, старшие братья и сестры, тети и дяди, мамы и папы, дедушки и бабушки, должны взять наших чад под контроль, не оставить их на произвол судьбы и на съедение реформе образования, отныне мозги и сознание младшего поколения только в наших руках.
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
А что, все дети у Вас из именно этой новомодной школы? Из обычных школ нормальные дети не попадались?
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Попадались. Беда ровно та же. И если есть такая тенденция, значит , случай с этой школой не уникален.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
У меня дочь учится в обычной школе. И учится на отлично. И пол класса у нее отличников. И слова она такие знает, что меня иногда удивляет(в хорошем смысле). И вокруг много хороших детей. Есть, конечно, такие, как Вы описываете...Но это отдельные личности. Может, это только у Вас там тенденция проявляется???
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Я безумно рада за Вас и вашу дочь. Но вынуждена Вас огорчить: таких, как вы, мало.
Да, школьные оценки - не всегда показатель. Дети, приходящие ко мне заниматься, тоже круглые отличники.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Похоже, это я вынужден Вас огорчить. Таких, как я много. И хороших детей не мало. Но сложились определенные стереотипы. И один из них-хорошим быть плохо. И многие хорошие "косят" под нехороших. Или чтобы не выделяться. Или чтобы легче жить было. Но их много. И Ваша основная задача, как учителя, как человека, искать среди толпы "зомби" хороших. И возвращать их в мир. И в жизнь.
Автор поста оценил этот комментарий
> дети меня не понимают
А ты спустись с небес на землю и говори на их языке. На то ты и учитель, чтобы научить и объяснить, а не «блистать» перед учениками умными словами. Не знаю как преподаёшь ты и какие, по твоим словам, там глупые дети. Но я листаю современные учебники и прихожу в ужас. Ужасно замусоренный канцеляритом язык, перенасыщение терминами и малозначащими фактами параграфы. Такие умные учебники... Но почему же вокруг, среди выпускников школ большая часть не умеет толком писать и считать? От того что такие бездарные дети? Нет, от того что их так учат.

> Как человек вообще может понять хоть какую-то тему, если он, читая параграф, не знает добрую половину слов?
Вот именно. Только вина в этом не их, а системы образования. Наверняка ты со мной не согласна. Хорошо. Если ты преподаёшь словесность, прочти «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. А потом посмотри на эти твои параграфы. Этот шлак и взрослый человек не всегда поймёт. По сути мы учимся понимать язык учебника, разбирать нагромождения монструозных фраз. И я даже не заикаюсь сейчас о его содержании, лишь только о подаче.

> нельзя задавать домашнее задание
И в этом что-то есть. Что толку от домашнего задания, которое будет списано, сделано тяп-ляп или вообще не понимая сути, по шаблону? Я не против самостоятельной работы. Но это скорее приложение. Читая тебя же, создаётся впечатление, что это основа. Но если ученик может работать сам, то зачем в системе обучения нужна ты? Читать вслух учебник? Нет, нужна интерактивность, работа с учеником. Чего нет в домашней работе. От того что он помимо школы будет через силу корпеть над тетрадью, умнее он не станет. Если ты не смогла объяснить основу на уроке, если не смогла зажечь искру интереса к предмету, чтобы он сам интересовался и сам искал знания без тебя, то никакая домашняя работа не поможет.

> как можно разобрать огромную школьную программу по каждому предмету всего за пять часов пять дней в неделю на протяжении 11 лет каждые 8 месяцев?
Правила русского языка уместятся в брошюре размером с ПДД. Мы их учим 11 лет. А рунет повально безграмотен. Английский язык мы учим минимум 7 лет. Но в большинстве своём не свяжем и пары предложений. И в том же духе все школьные предметы. Спрашивается: «Что мы делаем в школе?». Очевидно: «Протираем штаны на заднице». Школа — это такой детский сад, где можно занять непосед до взросления.
Если кратко, я считаю, что современное школьное образование и его подача прогнили и насквозь устарели. И если продолжать такими темпами, то учебники будут всё умнее, а выпускники тупее.

> на один роман "Война и мир" уйдет порядка полутора лет!
> ему нужно дать всю термодинамику
А зачем ему это? Я вот не пойму. Если он не прочитает «Войну и мир» он что-то потеряет? Страшно представить, что было бы, если эта великая книга не была бы написана. Термодинамика? В школе? А зачем?

В детстве читал какой-то рассказ. Посыл таков: «Знаний всё больше и специалисту будущего требуется учить всё больше и больше, пожалуй, две трети жизни, чтобы только начать работать по специальности». И вот мы в будущем. И видно, что это абсурд. Мир меняется на наших глазах. Невозможно научиться впрок. Учиться придётся всю жизнь. Будь это специальные знания или бытовые. И вот я не могу понять. Зачем меня заставляли штудировать, например, историю, даты, мельчайшие подробности греческой какой-нибудь аристократической жизни? Я энциклопедия? Хранилище данных? Или вдруг мне на необитаемом острове понадобится это знание, а у меня не будет доступа в Сеть. Наши головы забивали ненужными знаниями. Зачем? Вот была у нас информатика. Непонятно чему учили. Но я не вижу вокруг поголовных программистов. Но заставили бы всех овладеть слепой печатью и этот навык был бы полезен каждый день. Писать, например, посты на Пикабу о глупых детях. Вот ты преподаёшь литературу. А чему ты учишь по сути? Говоришь какие книжки прочитать? Выполняешь роль листочка со списком? Или забиваешь им мозги СВОИМ мнением от прочитанного? Почему бы на уроке литературы не учить писать? Есть приёмы, методы, хитрости. Это целая наука, которой нас не учили. Я не помню ни одного человека в то время как я учился в школе, чтобы кто-то сам писал сочинения. Все сдирали. В таком преподавании явно что-то не так. И это не ученики. Дети — они всегда дети. Они есть то, что мы из них вырастили и воспитали.

Не учи. Не твоё. Это прямо кишит из твоего рассказа. Твоё отношение к детям. К образованию. Чёрт с ними, с детьми. Не угробишь ты, угробит другой. Но ты себя пожалей. Дальше будет только хуже. Будет копиться неудовлетворённость своим трудом. Отчаяние от того, что ничего не можешь изменить в этом образовании. В итоге превратишься в обычную школьную ведьму-училку. Займись тем, что тебе любо. И всем от этого будет хорошо.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
красава!

сейчас кстати прошла реформа. я не шипко в этом разбираюсь, но мои коллеги-учителя, говорят, что формируется совсем другой подход к обучению.
сейчас уклон пойдёт не на количество академических знаний, а уклон на методологическое обучение. то есть не зубрить учат, а "учат учиться самому". самому искать материал и находить его, применять практически. обучение стало не заучиванием, а обучением мыслить самому, делать правильные адекватные выводы. что в прикладном смысле для жизни - очень и очень!
называется это всё — формирование УУД (универсальных учебных действий).

я не знаю. на бумаге ли это? очередной громкий "прорыв" в государстве и обучении? херня на постном масле или всё же образованием всерьёз занялись правильные люди?.. но звучит живо, разумно и ободряюще.
теперь дело за настоящей реализации проекта, а не громких кричалок с экранов тиви.

если интересно.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия
Автор поста оценил этот комментарий
Зевнула и закончила читать после второго параграфа. Не знаю, что вы хотели сказать, но плюсану, чтобы труд не пропадал
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку