МОЛИТВА ЗА УМЕРШИХ

Со смертью тела ничто принципиально не меняется. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. (Лк. 20:38). В христианской картине мира усопших просто нет. Человек сам делает выбор принять спасение или отвернуться от Бога, но оставаясь последовательными, на этом основании протестантам следует так же отвергнуть и молитвы о живых.


Библия, призывая к молитве за ближнего не подчёркивает, что усопшие должны быть исключены из числа людей и ближних: Прошу совершать молитвы прошения, моления ... за всех человеков (1Тим. 2:1). Молитесь друг за друга (Иак. 5:16).


Священное Писание знает практику молитвы о прощении ближнего: об этом молился Христос на кресте(Лк. 23:34), и ап. Павел, терпя скорби (2Тим. 4:16).


Протестантское богословие склонно делить людей на нераскаянных грешников, коим уготован, плачь и скрежет зубов, и спасенных, не нуждающихся в молитвах. Православная и католическая Церковь так же не молятся об упоении святых, но испрашивают их молитв. Традиционные христиане боле осторожны в определении посмертной участи человека. Обращение в христианство не гарантирует спасение, участь прибывающих вне Церкви остается для нас неизвестной. Православная и католическая осторожность куда более соответствует Писанию, чем протестантская самоуверенность. Даже апостол смиренно выражает сомнения в своем спасении: Только бы нам и одетыми не оказаться нагими (2Кор. 5:3)


Апостол Павел молится об Онисифоре: Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (2Тим. 1:18). В «оный день», то есть в день Страшного Суда. В том же послании апостол дважды выражает заботу о доме Онисифора, о нём самом говоря в прошедшем времени (2Тим. 1:16; 4:19).


Протесаны в качестве контраргумента используют притчу о богаче и Лазаре, но забывают о сошествии Христа во ад и изменении состоянии умерших: Он находящимся в темнице духам сойдя проповедал... для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.3:19; 4:6)


О молитвах за умерших упоминают авторы первых веков. Тертуллиан: "Приношения за умерших мы творим ежегодно в день их кончины" (De coron milit c 3). "Муж ежегодно совершает память об (умершей) жене и приносит жертву, и наоборот, жена тоже ежегодно приносит жертву за мужа умершего". "Мы совершаем приношения за усопших и торжества в честь святых"(Тертуллиан. О венке воина. гл. 3.).


Дионисий Ареопагит: "Священнослужитель творит молитву над усопшим и по молитве целует его, а затем все предстоящие в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простит усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалена всякая болезнь, печаль и воздыхание"(De eccles hier cVIII, sect 11, параграф 4; 6).

МОЛИТВА ЗА УМЕРШИХ Апологетика, Теист, Молитва, Христианство, Протестантизм, Погребение