Мог ли Гитлер выиграть войну?
Я думаю многие из вас слышали историю, что еще Бисмарк завещал своим потомкам никогда не воевать с русскими. И это на фоне того, что богатые земли России, всегда, словно магнит, притягивали европейцев своим богатством. Конечно, теоретически европейцы могли выиграть войну с Россией. Но только в том случае, если последняя будет воевать по европейским стандартам. А это как правило - потерять столицу и заключить мир. Только вот у русских совершенно иные правила ведения войны.
И тут сложно обойти вниманием мемуары Армана де Коленкура, того самого соратника Наполеона. Он приводит к примеру разговор Александра I с послом Наполеона де Нарбонном, когда император России раскрыл карту, указал на самую крайнюю точку империи и сказал:
Если император Наполеон решится на войну и судьба не будет благосклонной к нашему справедливому делу, то ему придется идти до самого конца, чтобы добиваться мира.
А в разговоре с самим Коленкуром Александр заявил:
Мы не пойдем на риск. За нас – необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию. Когда обладаешь этим, то, по словам императора Наполеона, несмотря на понесенные вами потери, никто не сможет диктовать вам свою волю… Я не обнажу шпагу первым, но я вложу ее в ножны не иначе, как последним. Пример испанцев доказывает, что именно недостаток упорства погубил все государства, с которыми воевал ваш повелитель… Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима.
До 1941 года Россия сама по себе была неприступна, поскольку наступающая армия двигалась со скоростью идущей лошади. И пока армия вторжения углублялась вглубь необъятных просторов, просыпался русский человек, и его было уже не остановить.
Конечно, Гитлер мог бы разбить Красную Армию. Но что потом? В мире просто нет силы, способной пройти с боями от Украины до Камчатки. Рано или поздно придется остановиться и начертить новую границу. А за этой границей тут же начнут собираться русские рати, готовые к реваншу. У Гитлера был один выход - Россию необходимо уничтожить полностью. И как же он собирался это сделать?
Вот что записано в плане «Барбаросса»:
Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
Даже если допустить, что немецкая армия, покорившая Европу, сможет разгромить Красную Армию. Правда для этого они должны быть именно там, где и должны быть согласно оперативному плану, а не застрять на дальних станциях в ожидании эшелонов. К тому же немцы глубоко ошиблись, считая шуткой высказывания прусского короля Фридриха Великого:
Русского солдата нужно два раза застрелить, а потом еще толкнуть, чтобы он, наконец, упал.
Тогда возникает вопрос, что собирался делать Гитлер с советскими войсками, которые не располагались в западных округах? Следует учитывать, что к началу войны в западных округах было соредоточено 2,9 млн солдат и офицеров. Но каждый округ был размером с европейское государство. Следовательно части РККА располагались не компактно. Остальные подразделения располагались в других округах, а это порядка 2 млн человек. В случае мобилизации, даже по европейскому штату в 10% от населения, СССР мог выставить еще 15-17 млн человек. В реальности же было мобилизовано 34 млн. Этим и был обусловлен двухмесячный срок, отведенный вермахту на разгром РККА, пока части мобилизованных не прибыли на фронт.
Но даже если вермахт справился бы с этим планом, то рано или поздно миллионы мобилизованных вступят в бой. И что тогда? Как уставшая, обескровленная, прошедшая тысячу километров немецкая армия будет воевать с 30-миллионной армией? Неужели Гитлер не понимал, что даже взяв Москву, рано или поздно для немцев наступит Сталинград. Блицкриг решал частные задачи, но не решал общих. Непонятно на что Гитлер вообще рассчитывал?
