Министерство просвещения и нагрузка на старшеклассников
После того, как в начале учебного года чиновные деятели от просвещения как следует пропиарились, пролив крокодиловы слёзы по поводу высокой нагрузки на учеников и заверив изумленное общество, что "высокой нагрузки на школьников нет, так как жалоб на такое в Министерство не поступало!!", Ваш покорный слуга написал обращение в это министерство.
Текста я не сохранил (как всегда, надо строчить на странице сайта), но основной мой посыл был в том, что: уважаемое Министерство, сообщите, пожалуйста, когда и где ваши сотрудники, равно любые другие уполномоченные лица, никак не связанные с проверяемой школой, лично, своими глазками и ручками, проверяли фактические объемы домашних заданий школьников, заранее спасибо, типа.
Полученный ответ ниже, и в конце ответа - совершенно феерический тезис о том, что проверки - не функция Министерства просвещения, а функция местных властей.
Я лично с трудом представляю сотрудников местечковой Администрацию, проверяющих тетрадки и оценивающих временные затраты учеников.
По моему скромному, из этого следует следующее:
- полное и железобетонное отсутствие обратной связи между указивками от Министерства и положением на местах, в школах.
- соответственно, это называется потерей управления в системе. Система пилит бюджеты, не до учеников.
- самое печальное, что кто-то достаточно хитрый закрепил это в законодательстве, и не собирается сие менять (это уже к Законодателю).
- Министерству глубоко пох на учеников, на их нагрузку и тот бесконтрольный беспредел, который творится во вверенной Министерству школьной системе.
Если я ошибаюсь в своей оценке - поправьте.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования
Люсиновская ул., д. 51, Москва, 115093 Тел. (495) 587-01-10, доб. 3250 E-mail: d03@еdu.gov.ru ________________ № ______________
О рассмотрении обращения
Уважаемый Pavel Sol!
Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросу о сокращении учебной нагрузки, зарегистрированное в Минпросвещения России 2 октября 2025 г. под № ПГ-МП-33ХХХ.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать: санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28; санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН). Минпросвещения России совместно с Минздравом России, Рособрнадзором и Роспотребнадзором разработан комплекс мер по формированию гармоничной, сбалансированной и (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам, в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий, усиления межпредметных связей, обеспечения соответствия содержания основных общеобразовательных программ и информации, содержащейся используемых при проведении государственной итоговой аттестации по этим программам, а также сокращения обучающихся и качества образования и исключения оценочных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Комплекс мер направлен на оптимизацию образовательной и воспитательной нагрузки на школьников, ограничение количества мероприятий по оценке уровня знаний обучающихся и качества образования, формирование графика контрольных мероприятий, в связи с чем внесены соответствующие изменения в федеральные основные образовательные программы и федеральные рабочие программы (приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства касающиеся федеральных образования, основного общего образования и среднего общего образования»). В части вопроса о сокращении нагрузки при выдаче домашнего задания Департамент сообщает. Согласно СанПиН объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, в 1 классе не превышали (в астрономических часах) 1 часа, во 2–4 классах – 1,5 часов, в 4–5 классах в 9–11 классах – 3,5 часов. При этом вопрос определения содержания, формата домашнего задания с учетом положения о том, что образовательные организации и педагогические работники свободны в определении содержания образования, выборе и использовании учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (статьи 28 и 47 Федерального закона), относится к компетенции образовательной организации и педагогических работников.
Вместе с тем Федеральным законом установлена ответственность образовательных организаций и педагогических работников за обеспечение качества образования. Кроме того, согласно статье 48 Федерального закона педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой, а также применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно статье 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Департамент обращает Ваше внимание, что в соответствии с пунктами 1 и 6 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884, Минпросвещения России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Вместе с тем полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, рекомендуем Вам в целях урегулирования вопроса обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого Вы проживаете.
Заместитель директора Департамента МШЭП А.И. Магомедов