Мифология Исландии.

У всего есть свое отражение. Если говорить о культуре и истории любого народа — это его мифология, существующая в двух вариантах — общеизвестном и скрытом. Что касается исландских сказаний, первый из них почти дублирует остальные скандинавские традиции. И в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что остров изначально заселили норвежцы, которые принесли сюда свой язык, повседневную культуру и, конечно же, мифы.


Здесь тоже говорят о троллях; есть свои водяные, мало чем отличающиеся от континентальных, и «хульдфолк» — почти что эльфы, только исландские. Скрытый народец, который будто бы жил на острове до прибытия европейцев, а потом ушел туда, где поспокойнее. Чтобы никто не мешал. Таких историй много почти в любой культуре.


Но исландские тролли почти ничем не отличаются от норвежских: они такие же каменно-тупые, неповоротливые и пассивно-агрессивные.


Местные водяные, скучающие в разбросанных по тундрам озерах, тоже близки к общеевропейским. Почти как персонаж известного советского мультфильма, они тоскуют без общения, жаждут задушевных разговоров с новыми собеседниками и поэтому охотятся на незадачливых путников.


Куда более интересный и оригинальный образ — исландские эльфы.


Несколько лет назад население одной из местных деревень взбунтовалось против строительства дороги — из-за того, что она должна была проходить по территории, принадлежащей, по легендам, эльфам.


В XXI веке такое заявление может показаться более чем странным — но только если речь идет не об Исландии. Эта страна славится трепетным отношением к традициям: здесь и наиболее аутентичный, близкий к староскандинавским формам язык, и один из древнейших (если не самый древний) образцов демократического парламента, и весьма специфичная кулинария. И мифологическому сознанию, конечно, место осталось.


Эльфы коварны, а исландские — особенно. Несмотря на то, что «скрытый народ» не очень рад соседству с людьми, он вынужден терпеть присутствие посторонних на своей земле. Взаимодействие неминуемо, но каким оно будет — зависит только от людей. Если те ведут себя прилично: не нарушают равновесие природы, не вторгаются в любимые места эльфов и вообще не стремятся себя проявлять, — то потусторонние существа могут быть хорошими соседями — отводить шторма, оберегать скот на пастбищах, отгонять злых духов.


Впрочем, эльфы не самые колоритные персонажи исландской мифологии. По загадочным причинам здесь получил совершенно необычное и до неприличия красочное воплощение образ привидения. И вот он, пожалуй, становится самым ярким пятном на карте потусторонней Исландии.


Вообще привидения — явление больше английское. Вряд ли можно найти старую деревню в Туманном Альбионе, где их нет вовсе. Два, три — запросто.


Но английские духи суровы, молчаливы и бесхарактерны, как, впрочем, и все европейские. Это бессловесные тени, мелькающие в сумерках на старом готическом кладбище, — печальные, тоскливые и аутичные.


Исландские привидения — полная противоположность. Они активны, иногда — патологически, что ставит их в один ряд с жителями крошечного острова. Объяснений этому нет — такое соседство стоит принять как должное и неизбежное. Что исландцы и делают с исключительно северной невозмутимостью.


Большая часть классических историй о привидениях построена на одном и том же паттерне. Драматический эпизод в качестве завязки, зловещая обстановка — и хмурый призрак как действующее лицо. Впрочем, «действующее» сильно сказано — оно лишь присутствует, чем уже нагнетает должный ужас, каких-то «действий» в полном смысле слова от него ждать не приходится. Но только не в Исландии — и это не единственная особенность незримых и пугающих северян.


Привидения не возникают из ниоткуда. Во всех традициях своим появлением беспокойные духи, как правило, обязаны загадочной, насильственной или «неправильной» смерти. Не погребенные по христианскому обычаю мертвецы — одни из главных обитателей потусторонней Исландии. Причем у этой группы есть целый ряд отличий — например, они оказываются в большей или меньшей степени привязаны к месту своей смерти либо к той локации, где пребывает их тело. А последний облик непогребенных мертвецов обычно соответствует состоянию трупа.


Если тело получило посмертные травмы — например, было сильно повреждено во время шторма или подверглось надругательству со стороны диких животных — эти следы также сохранятся.


Вторая группа потусторонних обитателей существенно меньше по численности. Это колдуны. Да, христианская Исландия долгое время сохраняла скрытый интерес к магам и шаманам и даже привлекала эмигрантов, вынужденных из-за своего специфичного рода занятий покидать родные края. Но поскольку эти граждане по долгу службы постоянно поддерживают контакт с потусторонним миром и поведение таких людей выходит за рамки христианской морали — их посмертное существование тоже далеко от благочестивого.


Третья группа привидений, возможно, самая мрачная и уж точно самая агрессивная. Это дети.

Причем дети особенные — те, что были отправлены на смерть собственными родителями. Звучит чудовищно, но в условиях суровой жизни с откровенно паршивым сельским хозяйством каждый новый рот мог создавать дополнительную нагрузку на и без того скудный семейный бюджет. И если возникали какие-то сомнения в необходимости этого ребенка — его относили подальше от жилья. И оставляли. А дальше холод, голод или дикие животные делали свое дело — и ставили точку в короткой земной жизни младенца. При этом совесть родителей формально оставалась чиста: они не были душегубами — убила ребенка безжалостная природа.


Такие призраки получают название «утбурды». Они бесформенны — потому что погибли младенцами. Они молчаливы — потому что при жизни не умели разговаривать. И они крайне агрессивны — потому что родители обрекли их на смерть. Чаще всего истории об утбурдах имеют один и тот же сюжет: ночью путник замечает неподалеку от дороги бледный синий огонек. Когда он оказывается рядом — огонек атакует его и пытается укусить или сбросить с лошади. И это может продолжаться очень долго — вплоть до ближайшего населенного пункта. В лучшем случае утбурд просто докучливо сопровождает путника. Иногда он умудряется сделать пару укусов, и следы от маленьких челюстей будут еще долго напоминать о встрече, а при самом плохом раскладе огонек сбрасывает человека с лошади. Животное в панике убегает, а путник… Путник может добраться до места назначения и на своих двоих. А может и сгинуть — присоединившись к призракам.


Впрочем, не всё так плохо. Хотя исландские призраки и докучливы — есть несколько проверенных способов борьбы с ними.


Например, некоторые приходят для какой-то цели или с просьбой: передать сведения о том, где находится их тело, или помочь разжечь костер. Это абсолютно необременительно, зато сразу спасает от возможных неприятностей.


Другой способ борьбы тоже достаточно прост: утверждается, что призраки не выносят металлического стука. Звон монет, удар по чему-то железному или звук церковного колокола заставляет их удалиться. Что и понятно: всё же призраки, даже самые миролюбивые, — это нечисть, и звона она не выносит.


А третий способ борьбы годится, пожалуй, только в ситуациях, когда все средства уже испробованы и признаны неэффективными. Почему? Да потому, что он крайне неэстетичен и зловонен: призраки не выносят человеческих экскрементов — в любой форме, даже кишечных газов.


Это неожиданно, и объяснение выглядит абсурдным: так человек может напомнить бесплотному оппоненту, что он мертв и ему не место среди живых — просто потому, что сам дух, сколь активным и похожим на полноценных членов общества бы он ни был, не в состоянии произвести такие следы жизнедеятельности. При всей неприглядности, этот способ, согласно легендам, может спасти жизнь.


В одном из таких сказаний рыбак решил заночевать в покинутой избе на берегу. Ночью его будят внезапно появившиеся гости. Инфернальных визитеров с десяток, с них стекает вода, и находятся они на разных стадиях разложения. Явившиеся обсуждают, как бы тихонько выбросить горемыку в море — чтобы он присоединился к их душевному обществу.


Но благообразные рассуждения призраков были грубо прерваны серией кишечных газов, испущенных рыбаком.


Этот довод убедил гостей в том, что такое знакомство нежелательно, и они понуро ушли обратно в море. Существует несколько вариаций легенды, но во всех привидения настроены явно недоброжелательно, и спасают от их агрессии или фекалии, или кишечные газы. Впрочем, в целях самозащиты все средства хороши.


Автор Лейонис ван Хааске

https://knife.media/iceland-demons/

(с.) НОЖ